Эмоциональное
подавление
используется в основном для формирования у военнослужащих противника
таких астенических психических состояний как тревога, депрессия,
апатия.
Тревога
- это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях с неясным
исходом и связанное с ожиданием неблагополучного
развития событий. Тревога может проявляться как ощущение беспомощности,
неуверенности в себе, бессилия перед внешними
факторами, как преувеличение их могущества и опасности. Поведенческие
проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности,
нарушающей ее направленность и продуктивность.
Депрессия
- это аффективное эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным
фоном. Человек в состоянии депрессии испытывает тяжелые, мучительные
переживания подавленности, тоски, отчаяния.
Его влечения, мотивы, волевая активность, самооценка резко снижены.
Измененным
оказывается и восприятие времени, которое течет мучительно медленно.
Для поведения людей в состоянии депрессии
характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость,
что в совокупности приводит к резкому падению
продуктивности деятельности.
Апатия
- это эмоциональное состояние, возникающее вследствие потери перспектив,
эмоциональной подавленности, утраты веры в
конечные цели, в руководство, в успех кампании и т.д. Апатия характеризуется
эмоциональной пассивностью, безразличием,
равнодушием к событиям окружающей действительности и развивается
на фоне снижения физической и психической активности.
Приемы
эмоционального подавления, используемые в практике психологической
войне, чрезвычайно разнообразны. Выбор того или
иного из них обуславливается условиями воздействия, характером
боевых действий, спецификой объекта внушения и т.д. Среди них
обычно выделяют:
1.
Эмоциональное подавление средствами невербального звукового воздействия.
Для этого используют звуковые записи детского
плача, похоронной музыки, симфонической музыки, тяжелой рок-музыки,
различных раздражающих звуков (крики, вой сирены, звуки
взрывов, свист падающих бомб).
2.
Подавление путем демонстрации бессмысленности войны. Главный акцент
в использовании приема делается на том, что война
сопряжена с огромными жертвами, не имеющими никакого смысла. Обычно
при этом превалируют сентиментальные или ностальгические
мотивы.
3.
Подавление путем показа реальности гибели или увечья. Этот прием
схож с предыдущим, но его главная цель иная. Надо
внушить: даже если противник победит, многие его солдаты и офицеры
будут либо убиты, либо искалечены, либо останутся после
войны без средств к существованию.
4.
Подавление путем ссылок на те реальные трудности (нехватка продовольствия,
боеприпасов, медикаментов и др.), которые
испытывает противник. Надо внушить, что такие трудности приобрели
постоянный характер и все больше усугубляются.
5.
Подавление путем аппеляции к неудовлетворенным сексуальным потребностям
военнослужащих. Сексуальные потребности
действительно не могут быть удовлетворены во время боевых действий,
и это часто используется в рассчитанной на него
пропаганде.
6.
Эмоциональное подавление путем утверждений о том, что "пока
солдат сражается на фронте, его семья терпит в тылу притеснения,
его близкие остались без средств к существованию, а жена вынуждена
заниматься проституцией".
Специалисты психологической войны выработали ряд рекомендаций
по использованию эмоционального подавления:
Инициирование агрессивных эмоциональных состояний предназначено
для формирования у военнослужащих противника таких эмоций как
подозрительность, недоброжелательность, гнев, ненависть, ярость,
с целью внесения разногласий в их среду.
Агрессивные эмоциональные состояния возникают по отношению к определенному
объекту. Их обычно сопровождают процессы
заражения,
а также стереотипизация представлений в создаваемом "образе
врага".
Инициируя такие состояния, психологи своей целью ставят внесение
раскола в среду противника, пробуждение там взаимной
враждебности на социальной, этнической, религиозной или идеологической
почве.
В
американском уставе FM 33-5 "Психологические операции"
указаны основные темы, использование которых во внушающем
воздействии позволяет вносить раскол в лагере противника. Это:
*
расхождения в политических взглядах между гражданами враждебного
государства и его союзниками;
*
этнические, расовые и региональные противоречия;
*
религиозные, политические или социальные различия;
*
враждебность гражданского населения противника к своим военнослужащим;
*
противоречия между офицерским составом, унтер-офицерами (сержантами)
и рядовыми солдатами.
*
различия между комфортными условиями для военнослужащих в тылу
и трудными условиями для личного состава частей на передовых
позициях;
*
недовольство гражданского населения противника бюрократической
системой власти;
*
противоречия между правящей элитой и оппозиционными политическими
партиями (организациями);
*
несправедливое обложение налогами или их высокий уровень;
*
обеспеченность продовольствием и предметами широкого потребления
узкой группы руководства на фоне всеобщего дефицита.
Приведенные
темы не исчерпывают содержание материалов, используемых для разжигания
противоречий в среде противника. Так, можно использовать исторические
факты, напоминающие о том, что страны-союзники, противостоящей
коалиции ранее воевали между
собой и другие темы. Можно компрометировать военно-политическое
руководство противника и т.д.
Методы убеждения и внушения не исчерпывают весь арсенал способов
и приемов психологического воздействия. Существую еще и
особые приемы такого воздействия.
Психологическая война невозможна без широкого использования особых
способов и приемов воздействия, к которым относятся
дезинформирование (обман), манипулирование, распространение слухов
и мифов.