Модель
внушающего воздействия
Процесс
внушения представляет собой замкнутую систему "субъект-объект",
которая включает три взаимосвязанных структурных
компонента:
*
операциональный (т.е. воздействие субъекта);
*
процессуальный (т.е. принятие внушающего содержания объектом);
*
результативный (т.е. ответные реакции объекта).
Операциональный
компонент внушающего воздействия. В сложном акте взаимодействия
субъекта и объекта внушения обычно выделяют
два этапа: подготовительный и исполнительный. На подготовительном
этапе субъект воздействия сначала психологически готовит объект
к восприятию последующего содержания внушения, т. е. снижает его
сопротивляемость внушению и повышает внушаемость. Для этого он
использует приемы релаксации (психофизического расслабления),
а также опирается на нечто жизненно значимое для объекта внушения,
укоренившееся в его психике. Потом субъект "вводит"
в психику объекта и закрепляет в ней нужные ему образцы мышления,
психических состояний, поведения.
Обычно
выделяют следующие качества субъекта, которые позволяют снизить
сопротивляемость объекта внушению:
1.
Авторитет субъекта.
Чем авторитетнее субъект внушения (например, лицо, от имени которого
осуществляется внушающее
воздействие), тем ниже сопротивляемость объекта. Авторитетный,
уверенный в себе субъект, как правило, выступает от своего
имени, в то время как менее авторитетный и менее уверенный в себе
- от имени других людей.
2.
Демонстрация доброжелательности субъекта к объекту. Критичность
восприятия внушающего воздействия значительно снижается, если
демонстрируется доброжелательность и уважение его объекта со стороны
субъекта. В практике психологической войны этот прием используют
очень часто.
3.
Демонстрация психологического превосходства субъекта над объектом.
В ситуации, когда объект внушающего воздействия выведен
из состояния спокойствия субъект должен обращаться к нему твердо,
уверенно, спокойно.
4.
Демонстрация веры субъекта в содержание внушения. Установки
объекта воздействия легче поддаются изменению, если очевидна
уверенность субъекта в том, что он сообщает. Неуверенность же
субъекта может быть воспринята как его сомнение в истинности
сообщения, что, естественно, передается объекту. Иначе говоря,
может происходить заражение объекта от субъекта как
"уверенностью", так и "неуверенностью".
5.
Эмоциональная подача содержания внушения. Эмоционально
окрашенные и правильно построенные лозунги, призывы, стихи,
используемые, например, в печатной и радиопропаганде, оказывают
больший эффект.
Процессуальный компонент внушающего воздействия. Процесс усвоения
объектом внушающего воздействия весьма специфичен. В целом он
сокращен по сравнению с процессом убеждения: в нем функционируют
только восприятие и запоминание, деятельность же мышления "выпадает"
или, по крайней мере, ослабляется. Внушая, субъект воздействует
готовыми формулировками (выводами, идеями,
призывами), а объект усваивает их полностью, частично или не усваивает
вообще, но в создании формулировок не участвует. Таким
образом, процесс внушения включает непреднамеренное восприятие
и запоминание без предварительного осмысления содержания внушения.
Особенно
некритично внушающее воздействие воспринимается тогда, когда в
его содержании имеются ссылки на доверительный источник, важный
документ, авторитетное лицо и т.д. В этом случае объект внушения,
не используя свой интеллектуальный механизм "анализ-синтез",
некритично воспринимает ту или иную информацию.
При
восприятии мнения авторитетного лица происходит "автоматическое"
включение сознания в процесс восприятия человека, доверяющего
данному источнику на основе своего предыдущего жизненного опыта.
Иначе говоря, механизм внушения и механизм доверительного восприятия
оказываются тесно связанными между собой. В силу доверия объекта
к источнику информации происходит вытеснение его прежних установок
новыми, теми, которые преподносит субъект. Это хорошо видно при
анализе результативности приемов специфического и неспецифического
воздействия, о чем будет сказано ниже.
Результативный компонент внушающего воздействия. Субъект внушающего
воздействия всегда как-то реагирует на его содержание.
Цель
внушения - повлиять на объект таким образом, чтобы его реакция
соответствовала целям психологической операции. Для этого
необходимо увеличить насколько возможно степень автоматизма ответной
реакции субъекта воздействия. Степень автоматизма зависит:
-
1.
От содержания внушения: его сложности, конкретности, личной
значимости и т.п. Например, при прочих равных условиях, чем
проще содержание внушения, тем больше шансов, что реакция на
него будет автоматической, особенно, если оно не противоречит
убеждениям объекта. Чем конкретнее призыв к действию, содержащийся
во внушении, тем выше степень автоматизма ответной
реакции.
-
2.
От психического состояния объекта внушения. Страх, депрессия,
апатия (и некоторые другие ситуативные состояния), особенно
в условиях войны, способствуют некритическому и неосознанному
усвоению содержания внушающего воздействия. А если оно
усваивается неосознанно и некритически, то ответ объекта вероятнее
всего будет автоматическим.
-
3.
От временного интервала между воздействиями и ответной реакцией.
По мере увеличения временного интервала автоматизм
ответных реакций на внушающее воздействие уменьшается, поскольку
происходит усиление критичности и общей умственной активности
объекта.
Эффективная
реализация всех компонентов внушающего воздействия зависит от
правильного применения его конкретных способов и
приемов.
|