Своеобразие
использования внушения в практике психологической войны.
Внушение - это метод психологического воздействия
на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом
(и часто
неосознанном) восприятии информации.
При
внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей
готовые выводи, а затем на ее основе формируются мотивы и установки
определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная
(аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует,
либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений,
чувств, шаблонов поведения базируется на
механизмах заражения и подражания.
Основные
характеристики внушения
Специалисты
психологической войны исходят из того, что внушению должны быть
присущи следующие характеристики:
1.
Целенаправленность и плановость. Внушающее воздействие осуществляется
на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам психологических
операций и тем условиям, в которых они проводятся.
2.
Конкретность объекта внушения. Внушающее воздействие эффективно
в отношении строго определенных групп населения и
военнослужащих противника, при обязательном учете их важнейших
социально-психологических, национальных и других особенностей.
3.
Некритическое восприятие информации объектом внушения.
Внушающее
воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности
объекта. В отличие от убеждения,
внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его
способности воспринимать слова другого лица как должное, как
инструкцию к действию. Поэтому оно не нуждается ни в системе логических
доказательств, ни в активной мыслительной
деятельности.
4.
Определенность инициируемого поведения. Конечной целью внушения
является провоцирование определенных реакций, определенных поступков
объекта воздействия, соответствующих целям психологической операции.
Эффективность
внушающего воздействия обычно зависит от:
а)
способностей субъекта к внушению, связанных с такими его качествами
как:
*
интеллект и находчивость;
*
воля и уверенность в себе;
*
кругозор и компетентность;
*
доброжелательность к объекту;
*
собственная убежденность в том, что внушается.
б)
содержания внушения, зависящем от:
*
характера внушаемой информации;
*
ее места в информационном потоке (если внушаемая информация расположена
в его начале, то восприимчивость к внушению условно
можно оценить в 50%, в середине - в 30%, в конце - в 70%).
в)
внушаемости объекта воздействия, связанной с отношением объекта
к субъекту. Объект внушения всегда изучает субъект
(большей частью неосознанно), причем в следующей последовательности:
*
сначала происходит оценка тех качеств субъекта, которые определяют
его способность внушать (т.е. его интеллекта,
компетентности, находчивости, воли, доброжелательности, убежденности),
на основе которой устанавливается мера
"доверия-недоверия" к нему;
*
затем объект как бы выясняет для себя, имеет ли субъект психологическое
превосходство над ним (установлено, что при общем положительном
отношении к субъекту, объект может приписывать ему даже такие
психологические качества, которыми тот в действительности не
обладает, а при общем отрицательном отношении объект "лишает"
субъекта и тех качеств, которыми ему
действительно присущи).
Тактические
принципы использования внушения в психологической войне сводятся
к следующему:
1)
надо использовать такие способы и приемы внушения, которые способны
вызвать специфический интерес конкретных групп военнослужащих
и населения противника;
2)
надо использовать такие способы и приемы внушения, которые способны
нейтрализовать нежелательные идеи и настроения у
большинства представителей этих групп;
3)
надо использовать такие способы и приемы внушения, которые не
будут отвергаться до тех пор, пока не достигнута цель
психологической операции.
Характеристика
видов внушения.
Внушение можно классифицировать по различным основаниям:
-
*
по способу внушающего воздействия;
-
*
по средствам воздействия;
-
*
по интервалу времени между воздействием и ответной реакцией;
-
*
по длительности эффекта воздействия;
-
*
по содержанию воздействия.
1. По способу воздействия внушение бывает открытым или закрытым.
Открытое (прямое) внушение - это внушение с конкретной,
четко
обозначенной целью. Например, людей призывают к совершению определенных
действий. Открытое внушение отличается прямой
направленностью на конкретный объект воздействия.
Закрытое
(косвенное) внушение характеризуется замаскированностью цели,
либо оно не имеет прямой направленности на того, кто
является истинным объектом воздействия.
2.
По средствам воздействия внушение может быть контактным или дистантным.
Контактное
воздействие осуществляется в условиях непосредственного общения
с объектом.
Дистантное воздействие осуществляется с помощью средств устной
и печатной пропаганды, радио и телевидения.
3.
По интервалу времени между внушающим воздействием и ответной реакцией
объекта различают непосредственное и отсроченное
внушение. При непосредственном внушении ответная реакция объекта
происходит сразу после восприятия внушающего воздействия.
При
отсроченном внушении между воздействием и ответной реакцией объекта
существует тот или иной временной разрыв (создается
установка на срабатывание внушения в будущем).
4.
По длительности внушающее воздействие может быть кратковременным
и длительным. Кратковременное внушение характеризуется небольшим
периодом эффективности воздействия.
5.
По содержанию внушающее воздействие может быть специфическим и
неспецифическим. Специфическое - это внушение объекту
определенных, весьма конкретных идей, установок, мотивов с целью
замещения ими существующих и провоцирования у него определенной
поведенческой реакции.
Под
неспецифическим внушением понимается провоцирование у объекта
определенных психических состояний в соответствии с целями психологической
операции.
*
* *
Внушаемость. Внушение основано на использовании
внушаемости (суггестивности) людей. Это свойство психики, проявляющееся
в ее
податливости психологическому воздействию. Оно связано с возрастными
(дети более внушаемы чем взрослые), половыми (женщины более внушаемы,
чем мужчины), индивидуальными психическими особенностями людей,
с их силой воли, жизненным опытом, а также с широтой кругозора,
компетентностью и рядом других факторов. По мере накопления жизненного
опыта, научных и профессиональных знаний восприимчивость человека
к внушению снижается, однако и в зрелом возрасте люди в той или
иной мере подвержены ему.
Общая
внушаемость обусловлена особенностями психического развития конкретной
личности, она свойственна всем людям, хотя в
разной степени.
Ситуативная
внушаемость возникает как следствие аномальных состояний психики,
дефицита информации и т.д.