Специалисты психологической войны различают и широко используют:
1.
Прямые призывы. Они предполагают убеждение, основанное
на предъявлении сильных прямых аргументов. Объекту воздействия
в
этом случае открыто предлагают то, что ему следует сделать.
2.
Косвенные призывы. Представляют собой убеждение путем
намеков и обещаний.
3.
Призывы на основе конкретных примеров. Обычно они представляют
собой популяризацию (пропаганду) конкретных действий военнослужащих
противника, которые уже последовали призывам. В этом случае сам
призыв скрыт показом тех преимуществ, которые получили лица, совершившие
те или иные действия.
4.
Неопределенные призывы. Они побуждают объект самостоятельно
прийти к выводам, логически вытекающим из предъявленной ему
аргументации, хотя в тексте сообщения отсутствуют конкретные предложения.
Воздействие
ситуации информирования. Под ситуацией информирования психологи
понимают те условия, в которых оно
осуществляется, а также характер реакции объекта на содержание
сообщения. Обычно ситуацию информирования с целью убеждения
делят на индивидуальную и массовую.
Индивидуальная
ситуация складывается тогда, когда воздействие удается осуществить
на какую-то конкретную аудиторию, с учетом
ее психологических характеристик.
В
индивидуальной ситуации воздействия с целью убеждения легче определить
приемлемый стиль подачи информации, легче выстроить
аргументацию, легче подобрать необходимую лексику и т.д. Поэтому
эффективность воздействия на войска и население противника в
этом случае значительно выше, чем в массовой ситуации.
Массовая
ситуация имеет место тогда, когда информирование с целью убеждения
осуществляется одновременно на многочисленную
разнородную аудиторию. В этом случае обеспечить надлежащую адресность
воздействия очень сложно. Специалистам психологической войны приходится
исходить тогда из общих психологических закономерностей восприятия.
В
частности, они учитывают следующие закономерности:
*
убеждающее воздействие, содержащее сильные аргументы против какого-то
мнения, которого придерживается адресат, более
эффективно тогда, когда внимание объекта чем-то отвлечено (иллюстрациями
в листовке, музыкальным сопровождением и различными шумами в радиопередаче,
видеорядом в телепрограмме);
*
эффект "контрастной оценки далеко отстоящих позиций",
суть которого в том, что если содержание убеждающего воздействия
кажется резко отличным от позиций его объекта, то оно оценивается
как совершенно неприемлемое.
*
эффект "ассимилятивной оценки далеко отстоящих взглядов",
в силу которого если содержание убеждающего воздействия кажется
незначительно отличающимся от взглядов адресата, то последний
часто отождествляет собственные взгляды с содержанием
убеждающего воздействия.