Эффект
первичности
Доктор
Геббельс ввел в современную пропаганду один из ключевых принципов:
человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. Позже психологи
обнаружили, что тот кандидат, который во время избирательной кампании
первым убедительно преподнесет себя победителем, того и признает
массовое сознание. К подобным выводам пришли К. Ховланд и ученые
Йельского университета в Англии, а также Н.Джанис и Л.Доуб, которые
считали, что успех пропагандиста в значительной мере обеспечен,
если информация достигла аудитории раньше, чем информация его
противников. Здесь срабатывает один из эффектов восприятия: при
поступлении противоречивой информации (проверить которую невозможно)
мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой. Изменить
уже сформировавшееся мнение очень трудно.
Данный
эффект учитывается при массированном «сливе компромата». В конце
концов, виноват всегда тот, кого облили грязью - ведь ему надо
будет отмываться. Вдобавок статус обвиняющего в общественном сознании
воспринимается как более высокий, чем у обвиняемого. На бытовом
уровне это выглядит так: «Раз оправдывается - значит виноват».
Гитлер утверждал: «Публика всегда предпочитает поверить хотя бы
и на 90% недоказанному обвинению, чем опровержению, хотя бы оно
было обосновано на все 100%»
Следует
отметить, что еще в 1925 году американский психолог М. Лундт сформулировал
«закон предшествования», согласно которому любое первое сообщение
о том или ином факте, событии оказывает более сильное воздействие
на аудиторию, чем последующие. Одна из причин этого феномена заключается
в том, что тому кто первый сообщил информацию, принадлежит приоритет
в удовлетворении имеющейся потребности и, как следствие, формирование
первичной психологической установки к факту или событию. Источник
информации первым сообщающий о значимых событиях становится более
привлекательным для аудитории, чем другие. Это способствует формированию
и закреплению предпочтения к данному источнику информации на будущее,
по сравнению с теми, кто действует менее оперативно.
В
силу этого принципа сегодня каждое СМИ стремится первым донести
свою трактовку событий до широкой аудитории. Возникающие из-за
этого проблемы ныне хорошо известны. Например, стремление журналистов
к немедленной выдаче «горячих сообщений» при освещении террористических
актов всегда играет на руку террористам, координирующим свои действия
в соответствии с получаемой через СМИ информацией о происходящем.
Эффект
присутствия
Прием
также был введен в практику нацистской пропагандой. Сегодня он
описан во всех учебниках по журналистике. Включает в себя ряд
трюков, которые должны имитировать реальность. Их постоянно используют
при «репортажах с мест боев» и в криминальной хронике, фабрикуя
задним числом съемку «реальной» поимки бандитов или автокатастрофы.
Иллюзию «боевой обстановки» создают, например, резким дерганьем
камеры и сбиванием с фокуса. В это время перед камерой бегут какие-то
люди, слышны выстрелы и крики. Все выглядит так, будто бы оператор
в страшном волнении, под огнем снимает реальность.
Из
журналистских воспоминаний: «До начала американских бомбежек Афганистана
талибы и Северный Альянс крайне редко стреляли друг в друга, в
основном в воздух. Танки били по пристрелянным точкам, чтобы,
не дай Бог, никого не задеть, а то вдруг попадешь в соседа по
кишлаку. Вот поэтому Америке и России, прилагавшим колоссальные
усилия, чтобы столкнуть их между собой, очень трудно было убедить
их воевать по-настоящему. Бывало, что журналист приезжал на передовую
с заданием: снять боевые действия, а их и в помине нет. И тогда
он заказывал имитацию. Платил деньги, и моджахеды заряжали свои
автоматы и стреляли в сторону талибов, а талибы отвечали им тем
же. Все снималось на видеокамеру. После этого мировые информагентства
сообщали, что группа журналистов была обстреляна талибами. В теленовостях
вовсю крутили «реальные» видеокадры...».
Иллюзия
достоверности оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие и
создает ощущение большой подлинности событий. Создается мощный
эффект присутствия, мы как будто вброшены в страшную действительность,
не подозревая, что это всего лишь дешевый трюк.
Данный
прием широко используется коммерческой рекламой - специально инсценируются
всяческие «накладки», чтобы создать образ бесхитростных «простых»
людей. Особенно умиляют ролики, в которых очередная «тетя Ася»
хорошо поставленным голосом профессиональной актрисы пытается
эмулировать речь «людей из народа» - якобы случайные паузы, деланные
запинки, легкие дефекты произношения, показная неуверенность...
Это - примитивный, но действенный прием «захвата аудитории».