Распространение слухов и мифов.
Еще одним способом воздействия, широко используемым в практике
психологической войны, является распространение слухов и мифов.
Слухи
- это специфический вид информации, появляющейся спонтанно в силу
информационного вакуума среди определенных слоев
населения, либо специально кем-то распространяемой для воздействия
на общественное сознание.
Специалисты
обычно классифицируют слухи по трем параметрам: экспрессивному
(в соответствии с эмоциональными состояниями,
выраженными в содержании слуха и особенностями эмоциональных реакций
на него), информационному (в соответствии со степенью
достоверности сюжета слуха) и по степени влияния на психику людей.
По
экспрессивной характеристике выделяют:
1.
Слухи-желания. Распространяемая в них информация имеет целью
вызвать разочарование по поводу несбывшихся ожиданий и деморализовать
объект воздействия.
2.
Слухи-пугала. Распространяемая в них информация ставит цель
инициировать у объекта воздействия состояние тревоги, неуверенности.
3.
Разобщающие агрессивные слухи. Распространяемая с их помощью
информация имеет целью вызвать разлад во взаимоотношениях в
среде противника, нарушить социальные связи.
По информационной характеристике выделяют слухи абсолютно недостоверные,
частично недостоверные (с элементами правдоподобия), правдоподобные
слухи.
По степени влияния на психику людей слухи делят на:
1.
Будоражащие общественное мнение, но не вызывающие явно выраженного
антиобщественного поведения отдельных лиц или целых
групп.
2.
Вызывающие антиобщественное поведение среди некоторой части определенных
социальных групп.
3.
Нарушающие социальные связи и организационно-управленческие отношения
между людьми, вызывающие массовые беспорядки, панику
и т.д.
Опыт
различных войн свидетельствует в то же время, что применение слухов
требует большого искусства и осторожности, так как их содержание
после начала распространения выходит из-под контроля. Циркулируя
в массах, слухи зачастую подвергаются весьма серьезным изменениям,
вплоть до того, что приобретают смысл противоположный тому, что
предусматривался их создателями.
Для
того, чтобы какая-то информация стала слухом, необходимо чтобы:
*
информация была значимой для объекта воздействия (т.е. прямо касалась
его интересов);
*
информация была понятной всем участникам процесса трансляции слуха;
*
обладание информацией способствовало повышению престижа транслятора
слуха.
Органы психологической войны нередко используют мифы. Миф
- это такая информация, которая объясняет происхождение и дальнейшее
преобразование тех или иных явлений исключительно на основе вымышленных
событий. Осмысление человеком окружающей
действительности посредством мифов базируется не на научных знаниях,
а на вере и убеждениях представителей конкретной
культуры, этноса, социальной группы.
Воспитание
на примерах действий мифических персонажей формирует в сознании
людей систему морально-этических ценностей, присущих данной общности
(этносу, клану, сословию, профессиональной группе и т.д.), чувство
сопричастности к ее истории.
Основной
принцип построения сюжета традиционного мифа - сочетание знакомых
реалий жизни с фантастическими поступками героев.
Естественно, что с древних времен правители всех рангов широко
используют мифотворчество в своих целях. Так, ради укрепления
собственной власти они организовывали и организуют распространение
такой информации о своей деятельности, в которой им приписываются
разнообразные достоинства, вплоть до сверхъестественных. Дескать,
только благодаря уму, энергии, отваге царя-батюшки, "отца
нации", "всенародно избранного президента", еще
какого-нибудь "благодетеля" (или за счет их доверительных
отношений со Всевышним) удалось победить врагов, обеспечить процветание
отечества и благополучие граждан.
Подобная практика способствовала появлению специального способа
воздействия на общественное сознание, принятого на вооружение
специалистами психологической войны. Обычно они используют социальные
мифы, являющиеся искаженными представлениями о
действительности, сознательно внедряемыми в сознание людей с целью
формирования нужных социальных реакций. Самое любопытное в
социальных мифах то, что большая часть общества воспринимает их
не как вымысел, а как естественное положение вещей. Под
воздействием социальных мифов история возникновения и развития
государств и этносов, как правило, искажается настолько, что
ее объективный анализ можно осуществлять только путем критического
сопоставления различных источников. Однако так в теории.
На
практике во многих случаях подобный анализ серьезно затруднен
из-за пристрастной субъективности авторов или заказного (т.е.
изначально лживого) характера большинства источников информации.
По сути дела, вся письменная мировая история с самого начала является
объектом постоянных манипуляций.
Специалисты
считают, что мифы способны:
*
оказывать воздействие одновременно на интеллектуальную и эмоциональную
сферы человеческого сознания. Это заставляет людей
верить
в реальность содержания мифа;
*
делать гиперболическое описание частного случая идеальной моделью
желаемого поведения. Благодаря этой особенности
содержание мифов влияет на поведение людей;
*
опираться на конкретную традицию, существующую в обществе.
Невозможно
внедрить в массовое сознание такие ценности, которые противостоят
традиционным. Новые мифы всегда вырастают из
старых корней.
Содержание
информационно-пропагандистских материалов, созданных в соответствии
с существующей в конкретной социальной общности мифологической
системой, действуют на людей не извне, а как бы изнутри их мировоззрения,
что облегчает процесс восприятия этого содержания. Но при этом
следует учитывать то, что мифы, несмотря на широкие возможности
для импровизации, действуют все же в ограниченных рамках, так
как имеют определенные характеристики. Мифы обычно делят на явные,
скрытые и сословные.
Явный
миф (фольклорные истории и персонажи, популярные сюжеты и герои
произведений литературы и кино) всегда широко применялся в психологической
войне. Однако успех применения явного мифа определяется правильной
интерпретацией событий, описанных в нем. Для этого нужно очень
хорошо знать историю и культуру конкретной страны или этноса,
четко понимать, в каких условиях данный миф применим, а в каких
его упоминание принесет лишь вред.
Скрытый
миф - это специфическая часть системы субъективных представлений
общества об окружающем мире и других общностях.
Например, чеченцы считают, что русские всегда были жестоки по
отношению к ним.
Скрытые
мифы редко используют для психологического воздействии на войска
и население противника. Обычно они существуют в
форме идеологических, религиозных, политических, бытовых установок,
предрассудков, убеждений представителей конкретных
социальных общностей. В силу этого использовать их в своих интересах
удается лишь в отдельных случаях.
Зато
широко используются сословные мифы, которые обслуживают представления
о близости или, наоборот, удаленности определенных
групп людей друг от друга по социальному, профессиональному, национальному,
религиозному признаку. Они действуют по простой
схеме "свой-чужой" и достаточно эффективны в условиях
боевой деятельности.