Методы
убеждения и внушения не исчерпывают весь арсенал способов и приемов
психологического воздействия. Существую еще и
особые приемы такого воздействия.
Психологическая война невозможна без широкого использования особых
способов и приемов воздействия, к которым относятся
дезинформирование (обман), манипулирование, распространение
слухов и мифов.
1. Дезинформирование (обман).
Дезинформирование - это способ психологического воздействия, заключающийся
в намеренном предоставлении противнику такой
информации, которая вводит его в заблуждение относительно истинного
положения дел.
Дезинформирование
включает в себя использование заведомо ложных данных и сведений.
В этом случае оно становится обманом.
Грани между дезинформированием и обманом трудно различимы.
Мероприятия по дезинформированию должны осуществляться по единому
замыслу; с тщательным согласованием пропорций правды и лжи (при
максимальном использовании правдоподобной информации); с обязательным
сокрытием истинных намерений, целей и задач,
решаемых собственными войсками.
Дезинформирование
широко применяется во всех видах психологических операций.
В стратегических
операциях основными направлениями дезинформирования обычно являются:
* введение
в заблуждение будущего противника относительно истинного времени
начала боевых действий и их характера;
* создание
иллюзии подготовки крупномасштабных операций на ложных направлениях;
* широкое
освещение "труднопреодолимых" проблем в формировании
и боевой подготовке штабов и подразделений войск;
* "утечка"
заведомо завышенных (заниженных) данных о переброске своих войск
на различные операционные направления;
* преувеличение
отрицательного влияния климатических и бытовых условий на морально-психологическое
состояние войск;
* критика
"низкого качества" вооружения и техники своих войск,
их боеспособности;
* значительное
преувеличение боевых возможностей войск и вооружения противника
(для формирования неоправданной
самоуверенности его командования и личного состава);
* демонстрация
по ТВ видеоматериалов о ходе боевой учебы на "необходимых"
операционных направлениях.
В оперативно-тактических психологических операциях основными направлениями
дезинформирования обычно являются:
* распространение
ложной информации о местах дислокации и характере действий своих
войск, их профессиональной выучке,
морально-психологическом состоянии;
* распространение
ложной информации о деморализации воинских частей противника;
* распространение
ложных приказов, ложных распоряжений, команд и т.д.
В этом случае
инструментами дезинформирования являются преимущественно радио
и печать.
2.
Манипулирование.
Манипулирование - это способ психологического воздействия, нацеленный
на изменение направления активности других людей,
осуществляемый настолько искусно, что остается незамеченным ими.
Манипулирование в то же время - это такой способ применения
власти, при которой обладающий ею влияет на поведение других,
не объясняя им, чего он от них ожидает.
Манипуляция
сознанием - это своеобразное господство над духовным состоянием
людей, управление путем навязывания людям идей,
установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия.
Выделяют
3 уровня манипулирования:
* первый
уровень - усиление существующих в сознании людей нужных манипулятору
идей, установок, мотивов, ценностей, норм;
* второй
уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов на то или
иное событие, процесс, факт, что также оказывает
воздействие на эмоциональное и практическое отношение к конкретному
явлению;
* третий
уровень - коренное, кардинальное изменение жизненных установок
объекта.
Дозирование информации. Сообщается только часть
сведений, а остальные тщательно скрываются. Это приводит к тому,
что картина
реальности искажается в ту или иную сторону, либо вообще становится
непонятной.
Большая ложь.
Любимый прием министра пропаганды нацистской Германии Й. Геббельса.
Он утверждал, что чем наглее и
неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее поверят, главное - подавать
ее максимально серьезно.
Затягивание
времени. Этот способ сводится к тому, чтобы под различными предлогами
оттягивать обнародование действительно
важных сведений до того момента, когда будет уже поздно что-то
изменить.
Возвратный
удар. Суть этого способа в том, что вымышленную (естественно,
выгодную для себя) версию тех или иных событий через подставных
лиц распространяют в органах СМИ, нейтральных по отношению к обеим
конфликтующим сторонам. Пресса противника
обычно повторяет эту версию, ибо она считается более "объективной",
чем мнения прямых участников конфликта.
Своевременная
ложь. Способ заключается в сообщении совершенно лживой, но чрезвычайно
ожидаемой в данный момент ("горячей")
информации.
Чем
больше содержание сообщения отвечает настроениям объекта, тем
эффективнее его результат. Потом обман раскрывается, но за
это время острота ситуации спадает, либо определенный процесс
принимает необратимый характер.
Есть и другие способы манипулирования, нет смысла рассматривать
их все без исключения.