Базовыми
методами воздействия, которые применяют специалисты психологической
войны, являются убеждение и внушение.
1. Специфика
применения убеждения.
Убеждение - это метод воздействия на сознание
людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.
Используя
метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано
на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики.
Его суть
в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться
от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями,
а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки
(или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.
Убеждая,
необходимо следовать определенным правилам:
*
логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;
*
убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;
*
помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех,
кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления),
информация должна содержать и обобщенные положения (идеи, принципы);
*
убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной;
*
сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать
эмоциональную реакцию объекта воздействия.
Критерием
результативности убеждающего воздействия является убежденность.
Это глубокая уверенность в истинности усвоенных
идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать
однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать
твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря
убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение
в конкретных ситуациях.
Опыт
психологической войны свидетельствует, что убеждающее воздействие
целесообразно осуществлять в следующих случаях:
1. Тогда,
когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию.
Так, в предбоевой обстановке, когда
военнослужащие противника уже сосредоточились на предстоящих боевых
действиях, убеждение не будет иметь сколько-нибудь
значительной эффективности - им не до того.
То же самое
можно сказать о тех случаях, когда группы военнослужащих (либо
гражданского населения) слишком возбуждены или подавлены, переутомлены
и т.д.
2. Если объект
психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением.
Поэтому равно важны правильный выбор объекта психологического
воздействия и содержание убеждающего воздействия. Как уже говорилось
выше, предрасположенность к восприятию преподносимой информации
возникает у людей под влиянием объективных условий, таких, например,
как неблагоприятное развитие боевых действий, притеснения на национальной
или религиозной почве, непопулярные меры правительства, ограничение
прав и свобод личности в условиях военного времени и т.п.
3. Если объект
способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему
аргументации. Иными словами, убеждающее
воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в
состоянии понять и оценить то, что ему преподносится.
4. Если логика
мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близка
особенностям мышления объекта. Отсюда -
важность учета национально-психологических особенностей объекта,
всего комплекса социальных, национально-религиозных,
культурных факторов, оказывающих влияние на восприятие им содержания
пропагандистского сообщения.
5. Если есть
время убеждать. Для того, чтобы убедить людей в чем-то, особенно
в том, что выгодно противоположной стороне, как
правило, требуется время. Опыт психологической войны свидетельствует,
что однократные попытки в этом случае малоэффективны.
Изменения
в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления
и обдумывания фактов, что предполагает
значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание
убеждающего воздействия требуют многократного
подтверждения различными аргументами и фактами, что также "растягивает"
процесс.
Страница
сосотавлена по материалам присланным участниками