«ВНУТРЕННИЙ УЧИТЕЛЬ» И ПРОЧИЕ ДУХОВНЫЕ БАНАЛЬНОСТИ

Страницы составлены из писем и обсуждений наших участников, материалов по Агни Йоге, Теософии, религиозных учений, Древней мудрости, и др...

 

«ВНУТРЕННИЙ УЧИТЕЛЬ» И ПРОЧИЕ ДУХОВНЫЕ БАНАЛЬНОСТИ


Меня весьма тревожит то, что происходит среди нас в эти дни. Стоит человеку, который только приступил к практике созерцания, во время сосредоточения услышать подобные слова, как он объявляет их даром Божьим. Он ходит и твердит:
«Бог сказал это» или «Я получил ответ от Бога». Но все это иллюзия: слова эти подобны тем, которые каждый из нас внутренне говорит себе. Между тем желание слышать такие слова и повышенное к ним внимание убеждают людей в том, что все эти разговоры с самим собою суть глаголы Божьи.


Сан Хуан де ла Крус
Я слушаю внутреннего учителя», «Все вокруг мне учитель», «Всё иллюзорно», «Всё едино»... Такие заявления нередко можно услышать от духовных искателей, опережающих события и слишком преждевременно притязающих на просветленность. Каждая подобная фраза таит в себе общераспространенный и всепроникающий самообман, поскольку редко воспринимается и применяется как воплощенная в ней Истина. К той же категории относятся идеи внутреннего наставника, проводника мудрости, высшей и внутренней сущности, способности слушать веления сердца, интуиции, Господа и так далее.
В целом, представление о «внутреннем учителе» указывает на истинность того, что учитель ничем не отличается от сознающего «я». «Все вокруг мне учитель» подразумевает, что любые жизненные обстоятельства могут чему-то научить. «Всё иллюзорно» предполагает, что иллюзорно видение жизни глазами обычного эго. «Всё едино» утверждает недвойственность реальности. Эти истины включены во все духовные пособия, и любой разумный ученик в состоянии понять их рассудком, а в миг озарений и особой ясности даже осознать на опыте. Но рассудочное постижение и кратковременные прозрения весьма отличаются от постоянного пребывания в Истине или Действительности.


Злоупотребление
Проблема жонглирования высшими истинами заключается в том, что эго, как водится, очень быстро берет их на вооружение, обращает себе на пользу и превращает в очередное оправдание заблуждений и корыстных целей, а также средство воздействия на окружающих. Несмотря на свои затейливые наряды, банальные истины якобы объясняют неправомерные поступки и безответственность; кроме того, они вводят в самообман, позволяя считать себя просветленнее, чем ты есть на самом деле.


Внутренний учитель
Идея внутреннего учителя — самая коварная из всех избитых истин. Хотя само понятие указывает на нечто совершенно реальное, лишь очень немногие из тех, кто полагает, будто руководствуется этим принципом, пользуются им действенно и с постоянством. Последовательность в умении прислушиваться к требовательным указаниям внутреннего учителя и подчиняться им требует высочайшей зрелости — той зрелости, какая воспитывается духовной садханой, а не простым чтением одухотворенных книг или участием в нью-эйджевских собраниях под предводительством очередного борца за свободу.
Георг Файерстайн относится к феномену внутреннего учителя с подозрительностью:
Первым и основным средством избежать тягот обучения становится склонность искусно подменять требовательного реального наставника удобным и ненавязчивым «внутренним учителем». Иными словами, человек поддается такому иску шению ради безопасности своего эго. Но, как мы уже знаем, духовный путь подразумевает именно избавление от эго. Внутренний учитель, которому многие искатели полностью доверяют свое духовное воспитание, нередко представляет собой лишь плод воображения, следствие самообмана.
Частым источником советов «внутреннего учителя» служат сновидения. В традиции гуру считается, что приснившийся учитель может нести весть от учителя настоящего. Прознав об этом, эго, которое всеми силами стремится подтвердить отстаиваемую в текущий момент иллюзию, творит сновидение, где выдает себя за внутреннего учителя и, поддерживает тайное желание.

Одна дама, ставшая ученицей известного индийского гуру, прервала обучение после гого, как явившийся ей во сне учитель заявил: «Тебе уже не нужно приходить ко мне. Отныне я живу в твоей душе».


На высоком уровне духовной жизни человек действительно руководствуется указаниями внутреннего учителя, но подавляющему большинству духовных учеников едва ли следует делать ставку именно на это. Внутренний учитель воплощает собой сам Абсолют, Истину. По мнению священных текстов, этот гуру — не что иное, как сознающее «я», но кто может поклясться, что его «я» именно таково?
Есть, конечно, исключения из правила — люди, которые действительно поддерживают деятельные, живые отношения со своим внутренним учителем либо усопшим гуру. Иногда ученики, которые за долгие годы установили тесные связи с реальным наставником и достаточно усердно проводили духовную садхану, добиваются того, что эго уже не в силах вмешаться в их контакт с покойным учителей. Еще реже случается, что прямые отношения возникают с совершенно незнакомым усопшим гуру, как бывает с благочестивыми христианами и иудеями, которые общаются с Иисусом или Гюгом. Подобные люди, однако, непрестанно занимаются столь глубоким самопостижением, что им удается поддерживать связь с внутренним высшим учителем и получать его вести в неискаженном виде. Реальный учитель рано или поздно приведет пас к учителю внутреннему, нам же остается крайне осторожно относиться к собственным представлениям о том, когда это должно произойти.

Из книги Марианны Кэплэн. "На полпути к вершине"

Борьба за души
На страницу Граждане Вселенной
На заглавную страницу


Hosted by uCoz