Арно
Дежарден о западне духовного комфорта.
На дза-дзэн он говорит им: «Я желаю вам, во-первых,
не слишком больших усилий, разочарований и мучений,
а во-вторых, не слишком стремительных успехов. Если
спокойствие и отсутствие мыслей наступают, как только
садишься и обращаешь внимание внутрь себя, они могут
стать притупляющим разум наркотиком».
Дежарден не хочет, чтобы его ученики довольствовались
первыми успехами, но не потому, что желает им страданий;
он просто хорошо понимает опасность комфорта. Вообще
говоря, именно сострадательная мечта помочь ученикам
избавиться от страданий заставляет его желать им меньше
поверхностных удобств.
Весьма поучительно поразмыслить над тем, что люди могут
искать уют и безопасность даже в пустоте и любви. Происходит
это потому, что у них все еще остается «я», которое
тянется к надежному, даже если оно воплощено в «единении»
или «истинной сущности». Опасность сохраняется до тех
пор, пока остаются следы отождествления с эго, а на
деле это означает вечную угрозу, поскольку человеку
очень трудно определить, осталось в нем эго или нет,
— вопрос слишком тонкий и щекотливый, чтобы предполагать,
будто тебе эта опасность уже не грозит.
Люди задерживаются даже на высших уровнях сознания,
не понимая, что застряли, пусть и в чрезвычайно возвышенном
положении, а происходит это именно потому, что ловушки
духовного пути многочисленны и неприметны.
Возникает вопрос: «Человек может остановиться где угодно,
так существует ли само Просветление? Возможно, Окончательное
Просветление и есть последний непреодолимый порог?»
И этот вопрос очень полезно задать любому, кто хотя
бы втайне гордится собой и своими достижениями.
Арно
Дежарден: «Величайшее сокровище»
В молодости я думал: «Эх, как бы все изменилось,
если бы мне не нужно было работать и я мог медитировать
весь день на пролет». Но в Индии я видел обитателей
знаменитых ашрамов, учеников настоящих учителей,
все они много медитировали... но зрелище было грустное:
они слишком много болтали, ругались друг с другом,
всем вокруг завидовали. Мне было неприятно сознавать,
что продолжительные медитации могут не вызывать
никаких существенных изменений.
Разумеется, подлинные святые — Рам Дасс, Ма Анандамайи,
тибетские Ринпоче, суфийские учителя и многие другие
— изо дня в день оставались безупречными, и мое
уважение к ним неуклонно росло. И все же учителей
отделяла от последователей настоящая пропасть. Почему'разница
так велика7 Почему один до сих пор напыщен, другой
слишком бурно откликается на внешнее, а третий уже
столько лет делит мир на то, что нравится и не нравится?
И почему тот полон любви, мудр и свободен, хотя
не достиг еще состояния самого Романы Маха-риши?
А потом я узнал, что величайшие сокровища создаются
качествами, лишенными на вид какой-либо эзотеричности
и таинственности, — добротой, любовью, состраданием,
доброй волей и отзывчивостью. Это был прекрасный
урок.
Из
книги Марианны Кэплэн. "На
полпути к вершине"
|