Представьте, что мчитесь на машине в бесконечность, но
краем глаза замечаете проулок — слишком манящий, чтобы
промчаться мимо, даже не взглянув, что там. Но в конце
проулка только глухой тупик, а к тому времени, когда находите
объезд, все улицы до неузнаваемости изменились и вы решаете,
что проще будет сделать еще один круг. Однако всякий раз,
когда возвращаетесь в исходную точку, пейзаж снова преображается,
и потому вы ездите по кругу часами... или годами. Ландшафт
постоянно меняется, и вы, похоже, все время видите что-то
новое. Все вокруг красочное и увлекательное, и вы вскоре
забываете, что начиналось это с какого-то тупичка.
Именно так часто и выглядит «духовное путешествие» человека:
на каком-то отрезке пути он сворачивает в сторону, но
занятные (хотя далеко не всегда приятные) достопримечательности
— новый гуру, психологический прорыв, предложение потрясающей
работы, два месяца блаженства и экстаза, развод и повышение
до статуса учителя медитации — создают иллюзию того, что
путешествие к цели продолжается. Что-то, во всяком случае,
происходит. В конце концов по духовному пути идут все
без исключения, не так ли? И человек продолжает ехать
по накатанной колее, изучает тупики жизни и нередко забывает,
куда вообще собирался попасть, — но жизнь вполне приятна,
а почетных званий, поощрений и переживаний все больше...
«Толку нет, а красиво» — вот как можно определить это
распространенное явление.
Духовный
искатель и впрямь смотрится неплохо: задачи у него ответственные,
друзей в духовном сообществе немало, в вопросах дхармы
подкован, да и кое-какие переживания с прозрениями случались.
Духовных регалий хватает, репутация безукоризненная —
но он, тем не менее, в глухом тупике.
Первым — и нередко последним — пунктом, где застревают
духовные ученики, становится область мистических переживаний
и явлений. Даже самого Будду, когда он стоял на пороге
окончательного пробуждения, Мара прельщал образами дивных
красавиц. Нас не просто приучили думать, что мистические
переживания и есть основной пейзаж духовного пути; явления
эти так притягательны, так Далеки от постылой сферы человеческих
страданий, что возникает непреодолимое искушение задержаться
— вместо того, чтобы двигаться дальше. Рам Дасс рассуждает
о том, каким соблазнительным для других учеников был восторг
мистических состояний на заре духовных исканий;
Практики и ритуалы очень повлияли на нас, мы испытывали
все больше духовных переживаний, и со временем каждый
погрузился в состояние блаженства. Мы были совершенно
очарованы этими явлениями, которые стали следствием занятий,
медитаций и духовного очищения... Традиции, однако, предупреждают
о подобном явлении. В частности, буддизм говорит о вероятности
навечно застыть в состоянии транса, где ощущаешь свое
всеведение, всемогущество и вездесущность. Буддизм советует
просто признавать факт этих состояний и двигаться дальше.
Но искушение считать такие пережива ния недосягаемыми
достижениями все равно слишком велико.
От подобного соблазна не свободен никто, хотя одни
ощущают его острее и дольше других. Тот, кто не столкнулся
с трудностями духовного пути на своем опыте и не познал
глубину собственных страданий, не вправе полагать, будто
его это не коснется и он никогда не задержится в сфере
мистических переживаний.