Играя однажды среди холмов у своего дома, мальчик увидел яркую
бабочку. Он с восторгом рассматривал ее, и тут вдруг ему в голову
пришла мысль поймать бабочку и отнести домой.
Вернувшись в свою комнату, он посадил бабочку в клетку и позвал
родителей, братьев и сестер поглядеть на нее. Потом он пригласил
в гости школьных друзей и показал бабочку им. Он пытался даже
выдрессировать ее. Малыш был втайне очень горд собой. По дороге
в школу он думал: «У меня дома красивая бабочка! Такой нет больше
ни у кого». Он подолгу любовался ею, разглядывал со всех сторон,
кормил особыми листьями и другой замечательной пищей для бабочек.
Возвращаясь из школы, мальчик бежал со всех ног, ему не терпелось
увидеть свое сокровище, но дома выяснилось, что бабочка улетела,
проскользнув сквозь прутья клетки. Мальчик очень огорчился.
Ему не хотелось верить, что она улетела навсегда, и он уверял
самого себя, будто она непременно вернется. Он надеялся, что
она спряталась где-то тут, в доме, и потому разложил всюду сочные
листья, а сам пошел гулять с друзьями. Малыш верил, что, вернувшись
назад, снова увидит бабочку — разве она не соблазнится такими
чудесными листьями?
Через несколько дней он наконец-то признался себе, что бабочка
улетела и никогда уже не вернется. Она не прячется в чулaне,
и вкусной едой ее тоже не прельстить. Она улетела, как и должно
было случиться.
История о малыше и бабочке помогает разобраться в последовательных
этапах духовного пути, на которых личность может отвлечься и задержаться,
поддавшись соблазнам мистических переживаний и сил. Красивая бабочка
олицетворяет чудесные переживания и явления, о которых мы
говорили выше. Это Мара, искушающий Будду; это ощущения восторга,
блаженства, ясности мыслей и единения; это большие и малые способности
восприятия, нередко проявляющиеся в ходе напряженных духовных
занятий.
Конечно, дело не в том, что эти прекрасные бабочки действительно
существуют. Они — неотъемлемая часть окружающего мира, они радуют
глаз, и сами по себе ни хороши, ни плохи. Обычно бабочки прилетают,
словно из ниоткуда, порхают перед нами несколько секунд, а после
исчезают в никуда. Но привычное течение событий меняется, однако,
если нетерпеливый малыш ловит бабочку и пытается присвоить ее,
удерживая в клетке.
Бабочка в клетке: размышление о мистическом переживании
В тот миг, когда малыш видит бабочку и любуется ее разноцветными
крыльями, он свободен. Этот момент можно назвать «просветленным
созерцанием». Но одно мгновение, как заведено, сменяется другим,
когда в переживание вторгается мышление. Секунду назад мальчик
просто наслаждался зрелищем, но теперь уже думает о том, что
нужно поймать бабочку, отнести домой и посадить в клетку у кровати.
Подавляющее большинство людей стремится объять мистические переживания
умом, забрать их «домой», сделать своей собственностью, присвоить,
чтобы извлекать на свет всякий раз, когда захочется поиграть.
Трунгпа Ринпоче предполагает:
Первой реакцией на переживание [пробуждения] может стать желание
описать его в своем дневнике, изложить испытанное словами. Запечатленные
на бумаге слова, обсуждение с другими людьми и беседы с теми,
кто стал свидетелем твоих переживаний, —это попытки неутратить
свою связь с переживанием. [6]
Вначале переживание проявляется в чистом виде, но, если оно
приятно и приносит временное избавление от страданий, нам хочется
сделать его своим, поймать и посадить в клетку с табличкой:
«Мое мистическое переживание».
Бабочка напоказ: духовное самолюбие
Мы гордимся своими мистическими переживаниями, как малыш — пойманной
бабочкой. Мы отводим друзей в сторону и сбивчиво пересказываем
им о том, какие особые ощущения испытали. Читая о переживаниях
великих мистиков или слушая духовные лекции, мы понимающе киваем
головой и заговорщически смотрим в глаза лектору. Малыш считает
бабочку своей собственностью, будто он сам ее создал. То же
чувствуем и мы, как если бы сами сотворили свои переживания
и испытали их именно потому, что мы — это мы. Жиль Фарсе добавляет:
«Мои переживания теряют цельность, стоит мне начать их обдумывать.
Размышляя о них, я начинаю считать себя полновластным хозяином
этих переживаний».
Демонстрируя свои мистические переживания другим, мы, как хвастливые
малыши, отождествляем себя со случившимся, будто это наша заслуга.
Но «бабочки» переживаний прекрасны сами по себе, а не потому,
что мы посадили их в клетку. Они были до того, как их увидели
мы, они чудесны всегда и не утратят своей красоты даже после
того, как «улетят».
Улетевшая бабочка: поблекшие переживания
На многих людей — и особенно для тех, кто не сталкивался с приходящими
и уходящими за долгие годы духовной практики мистическими переживаниями,
— мимолетность этих переживаний и периодов просветленности оказывает
опустошающее воздействие. Горечь утраты так велика, что люди
всеми силами пытаются удержать даже жалкие крохи былого инсайта,
убеждая себя в том, что он якобы не ускользнул.
Следует, однако, различать само переживание и воспоминания о
нем. Переживания разворачиваются в настоящем, они всегда живы
и непосредственны, а память о переживаниях мысленно переносит
нас в прошлое. Любое мистическое переживание, которое не испытывается
прямо сейчас, уже отошло в мир воспоминаний. Большая часть переживаний,
изображаемых на торжественных стягах, с чьей помощью многие
люди показывают свою незаурядность, давно канула в прошлое.
Когда-то они были реальны и, не исключено, оставили заметный
след в жизни человека, но теперь о них можно говорить лишь в
прошедшем времени. Арно Дежарден предупреждает:
Опасность таится в мечте вернуть себе былое переживание.
Это обычное желание, как и все прочие, и потому оно само по
себе становится помехой. Я знал многих людей, мужчин и женщин,
для которых попытки вернуть прошлое превратились в источник
мучений. Они горевали, что утратили столь чудесные состояния,
ведь понимание того, что подобные свершения — такой высокий
уровень! — можно потерять, причиняет огромные страдания.
Но переживания действительно можно утратить; чаще всего так
и случается. И это горько. Похмелье просветленности вызывает
у обычного невротического сознания острую головную боль. Малыш
понимает, что бабочка улетела навсегда. Ее не было в клетке,
когда он вернулся с прогулки, не объявилась она ни на следующий
день, ни через неделю. Действительность порой наносит нам весьма
жестокие удары.
Хвастливому ребенку стыдно признаваться, что у него нет больше
бабочки. Если школьные друзья спросят его, как она поживает
и почему он не принес ее показать, он может даже соврать, будто
бабочка приболела либо мама не разрешила взять клетку с собой,
— главное, сделать вид, что с бабочкой все в порядке. Сходным
образом, те, кто чрезмерно привязан к своим мистическим переживаниям,
не желают признаваться ни окружающим, ни самим себе в том, что
в действительности переживания давно миновали. Подсознательно
они чувствуют: раз уж ощущение просветленности не удалось удержать,
то, возможно, и удерживать-то было нечего.
Понимание, что бабочка улетела:
примирение с действительностью
Малышу так или иначе придется смириться с тем, что бабочка не
вернется, но каждый ребенок будет вести себя при этом по-своему.
Один надуется, но по-прежнему будет рассказывать, какая она
была красивая; он, быть может, даже слепит из пластилина ее
точную копию с таким видом, будто на самом деле бабочка никуда
и не улетала. Второй малыш смирится с тем фактом, что бабочки
у него больше нет, хотя сознание этого придет не без внутренней
борьбы. Наконец, третий воспримет побег бабочки как данность
и будет жить дальше, не оглядываясь на прошлое.
Люди по-разному признают исчезновение мистических переживаний,
и зависит это от целого ряда факторов. Поневоле напрашивается
сравнение с тем, как разные люди умирают: одни до последнего
вздоха кричат и дергаются, другие сопротивляются и сознают собственную
борьбу, а третьи уходят спокойно и безмятежно. Способность отказаться
от величия мистического переживания, олицетворявшего собой кратковременный
побег из мира страданий, сопоставима с малой смертью эго. И
все же большая часть духовного пути представляет собой поле
битвы между привязанностью и отречением. В каком-то смысле,
вся духовная жизнь — это вечное преследование красивых бабочек,
ни одну из рых ты не вправе признать своей собствен-
ностью.
Бабочки всегда проскальзывают между прутьями,
но, даже зная об этом, люди все равно ловят их и сажают в клет
ки. После долгого противостояния жадности и отрешенности последняя
понемногу дается все проще. Дело облегчается тем, что в повторяющихся
схватках человек терпит столько поражений, что отказ от борьбы
становится единственным шансом «победить».
Что, собственно, нас больше интересует — красивые бабочки или
сама действительность? Выбор не так прост, учитывая, что многие
не имеют ни малейшего представления о яви и не в силах узнать
о ней хоть что-то, пока не откажутся от ловли пестрых бабочек.
Существуют разные точки зрения на то, что происходит, когда
человек сам выпускает бабочку на волю. Некоторые учителя, в
том числе Эндрю Коэн, полагают, что случается нечто запредельное,
чрезвычайно глубокое, но подробностей не поясняют; другие же
— например, Дэйнан Генри — считают, что даже запредельное остается
обычным, преходящим переживанием, пусть и воспринимается совершенно
сознательно. В конечном счете узнать это можно, только выпустив
из рук прекрасную бабочку. Можно прочесть тысячи рассказов о
том, что случалось с другими, когда они отказывались от страсти
к разноцветным жучкам, но, пока сам этого не сделал, все остается
лишь слухами.
У нашей истории нет традиционного счастливого конца. Эпилог
сводится к тому, что малыш — и весь наш беспробудно спящий мир
— отправляется на поиски своей бабочки и находит не только ее,
но и несколько коконов, откуда вот-вот появятся другие мотыльки.
Он несет все это в дом и скоро понимает, что бабочки плодятся,
и для того, чтобы рядом снею жизнь
были прекрасные жучки, ему достаточно просто выходить время
от времени и собирать созревшие коконы.
Однако для большей части людей сказка кончается непрестанной
борьбой и метаниями между мечтами о действительности желанием
ею повелевать и примирением с реальностью как она есть. Таким
образом, в духовном пересказе нашей истории
счастливый конец означает не бес-крайнее поле с коконами, а
постижение
малышом прежде всего того, что бабочка вообще ему не принадлежит;
следствием этого со временем станет способность радоваться увиденным
бабочкам и без сожалений провожать их взглядом.
Точка зрения дзэн-буддиста:
Филип Капло-роси о маке
Дзэн-буддизм располагает более широким, чем в любой другой традиции,
набором наставлений на тему мистических переживаний и их опасностей.
В буддизме эти непроизвольные явления именуются маке: ма-, «дьявол»,
и -кё, «объективный мир». В буквальном переводе это понятие
означает, таким образом, дьявольские наваждения, случающиеся
в объективном мире. Учеников с самого начала обучают правильному
отношению к соблазнительности подобных явлений. Нельзя сказать,
что наставления эти полностью ограждают учеников от борьбы с
маке, ведь всем детям говорят, что плита горячая, но ребенок
все равно норовит ее коснуться. Тем не менее указания учителей
служат определенным контекстом, позволяющим разобраться в характере
переживаний, которые возникают в ходе серьезных духовных занятий.
Филип Капло-роси много писал и говорил о маке, излагая традиционные
буддийские тексты в более доступной для западного мышления форме.
В этой книге его рассуждения о маке приводятся для того, чтобы
читатель ознакомился с иным языком, особым взглядом на опасности
мистических переживаний и угрозу того, что даже серьезный духовный]
искатель может угодить в ловушку иллюзорных явлений. Вот | как
описывает Филип Капло-роси само возникновение маке: |
...На определенном этапе занятий дзэн ученик может столкнуться
с иллюзорными явлениями, фантазиями и странными ощущениями,
известными под названием маке... К этому относятся как обычные,
но обостренные зрительные и слуховые впечатления, ощущения падения
или полета, таяния собственного тела, так и волнующие озарения,
образы Бога или Будды, ясновидение... Сами по себе эти явления
нельзя назвать вредными, но, если ученик не понимает их истинной
природы и обольщается ими, они могут стать серьезными помехами
для занятий...
Другие религии и культы накопили огромный запас подобных переживаний
— видения Бога или божеств, звучание небесных голосов, чудеса,
божественные послания, очищение с помощью обрядов и наркотических
средств... но с точки зрения дзэн все эти состояния ненормальны,
так как лишены подлинной религиозной значимости и, следовательно,
остаются просто маке.
Далее Капло-роси переходит к рассуждениям о природе маке:
В чем сущность отвлекающих явлений под названием маке? Это кратковременные
состояния ума, возникающие в ходе дза-дзэн, когда ученик уже
развил у себя определенные способности к сосредоточению и его
практика стала зрелой. Когда вздымающиеся и опадающие на поверхности
ума мыслеволны отчасти успокаиваются, на гладь разума случайно
прорываются отложившиеся в глубинных уровнях сознания остаточные
элементы давних переживаний, производящие впечатле-ние высшей,
более обширной реальности. Таким образом, маке представляет
собой смесь реального и нереального, чем-то схожую с обычными
сновидениями. Человек редко запоминает, что снилось ему в состоянии
глубокого сна; чтобы сновидение запомнилось, его нужно увидеть
обычно в полусне. По той же причине
маке не досаждает тому, кто пребывает в состоянии самадхи, глубокого
сосредоточения.
Капло-роси указывает, что маке на самом деле приносит ощущение
высшей действительности и одновременно реально и нереально.
Но даже самые достоверные переживания все равно относят к маке;
их советуют забыть и не пытаться помыслить. Интересно, что даже
тем маке, которые могут приходит из глубочайших недр человеческой
души, не стоит уделять внимания и придавать значение. В дзэн
ученику, напротив, настоятельно рекомендуют не стараться определять
на основе подобных явлений уровень собственного духовного развития,
то есть нигде не : одерживаться на пути к самой вершине. Капло-роси
предупреждает:
Пусть вас не искушает мысль о том... что такие видения сами
по себе несут какое-то содержание. Даже самый прекрасный
образ Будды не означает, что вы стали ближе к себе,
как сон о миллионном состоянии не делает богаче наяву. Нет
никаких причин восторгаться такими маке. Верно и другое: не
стоит тревожиться, какими ужасными ни выглядели бы явившиеся
вам чудовища. И, прежде всего, не поддавайтесь тем видениям,
где Будда или другие боги благословляют вас, передают какую-то
божественную весть; не соблазняйтесь также маке, предвещающими
события, которые позже и вправду сбываются. Так вы лишь растратите
свои силы на глупую погоню за безделицами ... В самом широком
смысле слова, маке означает все, кроме истинного просветления.
Но большая часть людей редко считает видения и предсказания
«безделицами». Эти переживания оставляют сильные впечатления,
а порой и высочайшее почтение к миру мистического, но для
убежденного духовного ученика и они слишком бесцветны по сравнению
с подлинным проникновением в самые основы сознания.
Любопытно также, что дзэн-буддизм, по словам Капло-роси, не
проводит различий между переживаниями приятными и неприятными,
образами Будды и демонов, состояни- ' ями восторга и ужаса.
Современные духовные взгляды придают огромную важность блаженству,
экстазу и восторгу, одновременно подавляя либо отрицая ощущения
страха, горя, печали, страданий и отчужденности, которые лишь
в ред- i ких случаях относят к мистическим переживаниям. Но,
сог-;
ласно рассказу Капло-роси о маке, все это, по существу, —
одно и то же.
Дзэн не стремится обучить ясновидению, психическим силам и
пророческому дару. Не важно, обладает ученик особыми способностями
или нет; в некоторых случаях, впрочем, их лучше вовсе не иметь,
так как подобные силы могут стать помехой. Но наставники хотят
от учеников большего — те должны осознать себя как будду,
погрузиться в окончательную Реальность и служить Ей.
С точки зрения этой задачи безделицей становится даже личное
благословение самого Будды. Зачем останавливаться на благословении,
если каждый способен осознать, что он сам и есть будда, а
затем помочь в этом другим?
Из
книги Марианны Кэплэн. "На
полпути к вершине"
|