Для
начала необходимо определить, что же следует понимать под Добром
и Злом.
Коль
скоро Бог есть всеобщий распорядитель всего сущего, должно
отнести к Его провидению то, что Он дозволяет отдельным недостаткам
присутствовать в некоторых частных вещах, дабы не потерпело
ущерба совершенство всеобщего блага. В самом деле, если устранить
все случаи зла, то в мироздании недоставало бы многих благ.
Так, без убийства животных была бы невозможна жизнь львов,
а без жестокости тиранов ? стойкость мучеников).
И вот, подобно тому, как совершенство Вселенной требует, чтобы
были не только вечные, но и бренные сущности, точно также
совершенство Вселенной требует, чтобы были и некоторые веши,
которые могут отступить от своей благости; потому они и в
самом деле время от времени делают это. В этом и состоит сущность
зла, т.е. в том, чтобы вещь отступала от блага.
Фома
Аквинский (1225 - 1274)
Зло есть не что иное, как отсутствие Добра, равно
как и желание наносить ущерб другим, но это также половинчатость
и бездействие. Во Вселенной нет абсолютного Зла, но лишь отсутствие
Добра. Зло ощущает лишь тот, кто становится его жертвой. Зло есть
лицемерие, соединенное с эгоизмом. Это также проявление всех негативных
качеств.
Зло является противоположным полюсом Добра, в сфере духовного это
Тьма, которая дает возможность Свету проявиться еще ярче. Так оно
возвышает понятие Добра и может само трансформироваться в Добро.
Из этого мы можем, далее, сделать вывод, что в мире нет абсолютного
Зла, ибо то, что вредит одному, может быть полезно для другого.
Таким образом, мы приходим к следующему выводу, а именно, что как
Добро, так и Зло относительны, и, в конечном итоге, все явления,
даже самые дурные, служат Свету и, более того, они невольно должны
служить ему. А потому не только Добро, но и Зло имеет право на существование
и человеку, как будет показано в этой лекции, необходимы не только
друзья, но и враги.
Таким образом, не существует абсолютного Зла, но лишь отсутствие
Добра. Чтобы понять это утверждение, следует ознакомиться с эзотерической
философией Востока, которая кроме Единого, или Абсолюта, знает также
Биполярность, то есть двойственный Аспект Единой Трансцендентальной
Реальности, обладающий диаметрально противоположными свойствами.
Как только Абсолют вступает в Мир Явлений и проявляется, он превращается
в относительную Реальность, то есть, в действительность иллюзии
в Едином. Так Жизнь есть одновременно Действительность и Майя. Кто
правильно это понимает, поймет также, что в сфере Абсолюта или в
Высшем Аспекте Совершенного Бытия Зло существовать не может, но
оно проявляется в относительных формах в Проявленном Мире как необходимый,
диаметрально противоположный полюс Добра.
В мире людей неизбежно существует Зло, оно возникло уже при первых
проблесках сознания. Несовершенство сознания при наличии и приведении
в действие свободной воли порождает все возможные формы Зла, виновником
которого стал человек, а также падший Богочеловек или Ангел.
Таким образом, действительное царство Зла находится в земной сфере
и в низших слоях Тонкого Мира. В Высших Надземных сферах Зло может
существовать лишь во все уменьшающихся размерах. Тьма поглощается
Светом, это значит, что в Сферах Надземных Свет вытесняет Тьму и,
тем самым, само явление Зла. Соприкосновение с Духовным Светом разлагает
там все темные сущности. Поэтому темные силы стараются всеми средствами
потушить все зародыши Света на Земле, а также в доступных им сферах
и слоях Тонкого Мира. В Мир Огненный они уже доступа не имеют. В
Мирах Высших нет сознательного, активного Зла, но и там неизбежно
существование Света и Тени, ибо Светотень служит сохранению необходимого,
относительного равновесия в мире.
Обратимся же теперь к проблеме Добра.
Согласно нравственному кодексу Учения ЖИВОЙ ЭТИКИ, под
Добром, в широком значении этого слова, следует понимать все
то, что способствует эволюции мира и человечества и служит всеобщему
благу. Таким обр азом, все, что противоречит принципу всеобщего
блага, есть Зло. Поэтому истинными благодетелями человечества являются
все те великие духи или Махатмы (= великие души, не путать с почетным
званием Ганди), которые приносили и приносят миру свет истинного
знания.
“...злые ненавидят Добро; для них оно будет и жестоким,
и несправедливым. Зло не признает Добра. Такое положение настолько
очевидно, что не нуждается в пояснении...” (АУМ §509.)
“Облекаясь в земную оболочку, человек имеет творить Добро, в
том совершенствуясь, - так говорит незапамятная Мудрость. И
над Вратами Братства постоянно сияет этот Завет...Разве творчество
прекрасное не добро? Разве мастерство высокого качества не добро?
Разве знание не добро? Разве служение человечеству не добро?
Можно утверждать, что существо жизни - добро, только человек
в нежелании совершенствования предпочитает оставаться в невежестве,
иначе говоря, во зле.” (БРАТСТВО §261.)
“Предметы добрые и злые создаются человеком. Мысли добрые и
касания благие сотворят предмет благословения, и наоборот, касания
злые могут создать очаг очень заразный...” (АУМ §262.)
“...Удивительно наблюдать, как добро становится целебным...”
(БРАТСТВО §308.)
“О качестве добра нужно тоже задуматься, ибо этим понятием так
злоупотребляют, принимая за добро каждое выражение слабости
и неразумия. Правильно сказано о том, что нужно отстаивать Истину
и бороться со злом. Качество добра есть великое насыщение действия
справедливостью и сердцем...Качество добра должно быть понято
во всех высших измерениях. Явим устремление к усовершенствованию
понятия качества добра” (МИР ОГНЕННЫЙ III §317.)
|