Тханиссаро Бхикху
Крылья пробуждения
Антология из Палийского канона
перевод Дмитрия Ивахненко

"Крылья пробуждения" - это составленный самим Буддой список его самых важных учений. Ближе к концу своей жизни он заявлял несколько раз, что пока учения из этого списка будут помнить и практиковать, его идеи будут жить. Таким образом, в "Крылья" входят те советы и умения, которые, по мнению Будды, стоит прежде всего осваивать и передавать другим.

ПРОБУЖДЕНИЕ БУДДЫ
Обсуждая учения Будды, лучше всего начать с его Пробуждения. Тогда можно понять, откуда происходят эти учения и на что они направлены. Но чтобы разобраться в Пробуждении, нам нужно сначала узнать, что же привело принца Сиддхартху Гаутаму - как звали Будду до Пробуждения - к поискам Пробуждения. По его собственному описанию, этот поиск начался много жизней тому назад, но в этой жизни он был вызван осознанием неизбежности старения, болезни, и смерти. Как он сам говорит:
Я жил в роскоши, в предельной роскоши, в полной роскоши. У моего отца в нашем дворце были даже лотосовые пруды: в одном из них цвели красные лотосы, в другом белые лотосы, в третьем голубые лотосы, все ради меня. Я использовал сандаловое дерево только из Бенареса. Мой тюрбан был из Бенареса, моя туника, нижняя одежда, и накидка тоже. Надо мной днем и ночью держали белый зонт, чтобы защищать меня от холода, жары, пыли, грязи, и росы.
У меня было три дворца: один для холодного сезона, один для жаркого сезона, и один для дождливого сезона. Во время четырех месяцев дождливого сезона меня развлекали во дворце для дождливого сезона музыканты, среди которых не было ни одного мужчины, и я ни разу не выходил из дворца. В других домах прислугу, работников и дворецких кормили чечевичной похлебкой и дробленым рисом, а в доме моего отца слуг, работников и дворецких кормили пшеницей, рисом и мясом.
Хотя я и был одарен таким богатством, такой полной роскошью, ко мне пришла мысль: "Когда необразованный, заурядный человек, который сам подвержен старению, не преодолел старения, видит другого старого человека, он испытывает страх, презрение и отвращение, забывая о том, что он сам подвержен старению, не преодолел старения. Если я, подверженный старению, не преодолевший старения, буду испытывать страх, презрение и отвращение при виде другого старого человека, это будет неподобающим для меня". Когда я заметил это, свойственная молодым людям опъяненность юностью полностью прошла.
Хотя я и был одарен таким богатством, такой полной роскошью, ко мне пришла мысль: "Когда необразованный, заурядный человек, который сам подвержен болезням, не преодолел болезней, видит другого больного человека, он испытывает страх, презрение и отвращение, забывая о том, что он сам подвержен болезням, не преодолел болезней. Если я, подверженный болезням, не преодолевший болезней, буду испытывать страх, презрение и отвращение при виде другого больного человека, это будет неподобающим для меня". Когда я заметил это, свойственная здоровым людям опъяненность здоровьем полностью прошла.
Хотя я и был одарен таким богатством, такой полной роскошью, ко мне пришла мысль: "Когда необразованный, заурядный человек, который сам подвержен смерти, не преодолел смерти, видит другого мертвого человека, он испытывает страх, презрение и отвращение, забывая о том, что он сам подвержен смерти, не преодолел смерти. Если я, подверженный смерти, не преодолевший смерти, буду испытывать страх, презрение и отвращение при виде другого мертвого человека, это будет неподобающим для меня". Когда я заметил это, свойственная живущим людям опъяненность жизнью полностью прошла.


А.III.38
До моего Пробуждения, когда я был еще непробужденным Бодхисаттвой (будущим Буддой), сам подверженный рождению, старению, болезням, горю и загрязнению, я стремился к тому, что было подвержено рождению, старению, болезням, смерти, горю и загрязнению. Ко мне пришла мысль: "Почему я, сам подверженный рождению ... загрязнению, стремлюсь к тому, что подвержено рождению ... загрязнению? Что, если я буду стремиться к не рождающейся, не стареющей, не болеющей, не умирающей, лишенной горя, не загрязненной, непревзойденной гарантии от связанности: к Освобождению".
Поэтому вскоре, когда я был все еще молод, черноволос, одарен благословениями юности на первом этапе жизни, я сбрил мои волосы и бороду, - хотя мои родители были против и плакали от горя, - одел желтую мантию и перешел от домашней жизни к бездомности.
М.26


Смысл этих отрывков многогранен, но чтобы лучше разобраться в том, почему молодой принц покинул дом ради жизни бездомного странника, нужно понимать убеждения и общественные процессы того времени.
Принц Сиддхартха жил в аристократической республике в шестом веке до нашей эры. Это было время большого общественного переворота. Старая аграрная экономика сменялась новой монетарная экономикой. Абсолютные монархии, в союзе с формирующимся классом купцов, поглощали старые аристократии. Как это часто происходит, когда аристократическая элита лишается привилегий, люди на всех уровнях общества начали оспаривать убеждения, которые поддерживали старый порядок, и искать в науке и других альтернативных видах знаний новое мировоззрение.
В то время в Северной Индии передовой наукой была астрономия. Новые, точные наблюдения движений планет, в сочетании с разработанными новыми методами вычисления, привели астрономов к выводу, что время измеряется эрами, непостижимо долгими циклами, которые бесконечно повторяются. Расширяя эти выводы, философы того времени старались осмыслить значение этого огромного временного контекста для драмы человеческой жизни и поиска окончательного счастья. Эти философы делились на два обширных лагеря: те, кто строил свои рассуждения в рамках традиции Вед, древних индийских религиозных и ритуальных текстов, которые были основой ортодоксальных убеждений старого порядка; и другие, неортодоксальные группы, так называемые "Самана" (созерцатели), которые оспаривали авторитет Вед. Современная этимология прослеживает происхождение слова "Самана" от "тот, кто прилагает усилия", но этимология того времени выводила происхождение "Самана" от "сама", что означает быть "на одной волне", "в гармонии". Философы Саман а стремились найти такой образ жизни, который был бы в гармонии, но не с общественными нормами, а с законами природы, как их можно прямо наблюдать с помощью научного наблюдения, личного опыта, логики, медитации, или шаманских практик, например поиска измененных состояний сознания через голодание или другие виды аскетизма. Для многих из этих форм созерцания нужно было отбросить ограничения и обязанности домашней жизни, и перейти к жизни бездомного странника. Это была основа решения принца Сиддхартхи покинуть домашнюю жизнь, чтобы узнать, есть ли истинное счастье, неподвластное старению, болезням, и смерти.
К тому времени философы школ Вед и Самана разработали самые разнообразные интерпретации того, каковы законы природы и как они влияют на поиски истинного счастья. У них было два основных момента разногласий:


1) Жизнь после смерти. Большинство философов Вед и Самана предполагали, что индивидуальность личности сохраняется дольше этого срока жизни, на миллиарды лет до рождения в прошлое и после смерти в будущее, хотя было некоторое разногласие в том, остается ли индивидуальность неизменной от одной жизни к другой, или меняется. Веды оценивали перерождение положительно. Но ко времени принца Сиддхартхи те, кто верил в перерождение, под воздействием открытия астрономических циклов стали считать эти циклы бессмысленными и стесняющими, и освобождение от них единственной возможностью истинного счастья. Но была и школа Самана гедонистических материалистов, так называемая "Локаята", последователи которой отрицали существование какой-либо индивидуальности после смерти и настаивали на том, что счастье можно найти только предаваясь чувственным удовольствиям здесь и сейчас.
2) Причинность. Большинство философов принимали идею, что действия человека играют причиняющую роль в обеспечении его будущего счастья и в этой жизни, и за ее пределами. Но в разных школах были разные мнения о том, как этот принцип причинности действует. Для некоторых последователей Вед единственным эффективным действием был ритуал. Джайны, школа Самана, учили тому, что все действия подчинены линейным, детерминистическим причинным законам, и формируют узы, создающие зависимость от повторяющегося цикла. По их словам, текущий опыт происходит от прошлых действий; текущие действия определяют будущий опыт. Эта линейная причинность была тоже материалистической: физическое действие создает "асава" (сточные отходы, ферменты брожения) - липкие вещества на душе, которые прикрепляют ее к циклу. Они считали, что единственный выход из цикла состоит в жизни ненасилия и бездействия, завершающейся медленным самоубийством через голодание, которое сожжет "асава", таким образом освобождая душ у. Некоторые Упанишады, - после-ведические философские тексты, - выражали причинность как морально нейтральный, чисто физический процесс эволюции. А другие утверждали, что моральные законы - это не просто общественные нормы, они внутренне присущи причинности по ее природе, и моральность действия определяет, как оно повлияет на будущий путь личности в цикле перерождений. Но неизвестно, были ли эти последние тексты составлены до или после того, как Будда высказал такие взгляды. В любом случае, все добуддийские мыслители, которые принимали принцип причинности, как бы они его ни выражали, рассматривали его как чисто линейный процесс.
С другой стороны, последователи Локаята настаивали на том, что между событиями нет никакого принципа причинности, что все события спонтанны и само-причиняющи. Это значило, что действия не имеют последствий, и можно безопасно игнорировать моральные правила в поиске чувственных удовольствий. Последователи другой школы Самана, Адживика, настаивали на том, что причинность иллюзорна. По их словам, действительно существуют только неизменные субстанции, из которых построена вселенная. Причинность подразумевает изменения, и поэтому нереальна. Значит, человеческие действия никак не воздействуют ни на что действительное, - включая счастье, - и поэтому не имеют никакого значения. Последователи другой ветви той же школы, специализирующейся на астрологии, настаивали на том, что причинность реальна, но полностью детерминирована. Человеческая жизнь полностью определяется безличной, безморальной судьбой, написанной в звездах; человеческие действия не играют никакой роли в достижении счастья или горя; морал ь - это чисто общественная договоренность. Таким образом они утверждали, что освобождение от цикла перерождений наступает только тогда, когда цикл сам завершается. Умиротворенность ума можно найти, приняв свою судьбу и терпеливо ожидая, пока цикл, как раскручивающийся клубок ниток, не придет к концу.

Эти разнообразные взгляды образовывали интеллектуальный контекст поиска абсолютного счастья принца Сиддхартхи. Его пробуждение можно даже рассматривать как его собственное решение этих двух вопросов.
В Палийском каноне записано несколько разных версий того, как Будда описал свое Пробуждение. Эти описания - одни из самых ранних объемных автобиографических описаний в человеческой истории. Будда описывает себя как исследователь и экспериментатор, - и при этом чрезвычайно смелый, ставивший на карту свою жизнь в поиске бессмертного счастья. Испробовав несколько ложных путей, включая бесформенные виды концентрации ума и физические виды самоограничения, он нашел путь, который в конце концов подействовал: он привел ум в настоящее через сосредоточение на дыхании, а затем провел спокойный, осознанный анализ процессов ума, как они непосредственно являлись его сознанию. Увидев эти процессы как непостоянные, мучительные и безличные. Он отбросил свое чувство отождествления с ними. Тогда они рассеялись, и осталась "бессмертность" (амата-дхамма), вне измерений времени и пространства. Это было то счастье, которого он искал.
В одном отрывке из Палийского канона (N188, Листья симсапы, С, LXI, 31) Будда отметил, что то, что он осознал в ходе Пробуждения, можно сравнить с листьями целого леса; а то, чему он учил других, всего лишь с горсткой листьев. В этой "горстке" содержатся самые существенные моменты для помощи другим в достижении Пробуждения. Та часть, которой он не обучал, была бы бесполезна для этой цели. Таким образом, когда мы обсуждаем Пробуждение Будды, нам нужно иметь в виду, что мы знаем только небольшой фрагмент всего события. Но тот фрагмент, который мы знаем, предназначен для помощи нам в нашем собственном Пробуждении. Именно на этой части мы и сосредоточимся, не забывая о том, для чего Будда преподавал ее.
Когда Будда позже анализировал процесс Пробуждения, он сказал, что оно состояло из двух видов знаний:
Сначала знание закономерности Дхармы,
потом знание освобождения....

 


Сусима сутта, С.XII.70


Список "Крыльев пробуждения"

  1. Семь наборов качеств

Четыре основы осознанности (сатипаттхана)

  1. Отслеживать тело в теле, - пылко, бдительно и осознанно, - сумев преодолеть в этом мире корысть и горе.
  2. Отслеживать чувства в чувствах, - пылко, бдительно и осознанно, - сумев преодолеть в этом мире корысть и горе.
  3. Отслеживать ум в уме, - пылко, бдительно и осознанно, - сумев преодолеть в этом мире корысть и горе.
  4. Отслеживать качества ума в качествах ума, - пылко, бдительно и осознанно, - сумев преодолеть в этом мире корысть и горе.

Четыре правильных старания (саммаппадхана)

  1. Развивать желание, прилагать силы, вырабатывать настойчивость, проявлять и осуществлять свое намерение с целью не-возникновения неблагоприятных, неумелых качеств, которые еще не возникли.
  2. Развивать желание, прилагать силы, вырабатывать настойчивость, проявлять и осуществлять свое намерение с целью отбрасывания неблагоприятных, неумелых качеств, которые уже возникли.
  3. Развивать желание, прилагать силы, вырабатывать настойчивость, проявлять и осуществлять свое намерение с целью возникновения умелых качеств, которые еще не возникли.
  4. Развивать желание, прилагать силы, вырабатывать настойчивость, проявлять и осуществлять свое намерение с целью поддержания, не-нарушения, увеличения, изобилия, развития, и доведения до совершенства умелых качеств, которые уже возникли.

Четыре основы могущества (иддхипада)

  1. Развить основу могущества, наделенную сосредоточением, основанным на желании и конструкциях старания.
  2. Развить основу могущества, наделенную сосредоточением, основанным на настойчивости и конструкциях старания.
  3. Развить основу могущества, наделенную сосредоточением, основанным на намерении и конструкциях старания.
  4. Развить основу могущества, наделенную сосредоточением, основанным на различении и конструкциях старания.

Пять способностей (индрия)

  1. Способность убежденности (шаддха).
  2. Способность настойчивости (вирья).
  3. Способность осознанности (сати).
  4. Способность сосредоточения (самадхи).
  5. Способность распознавания (паннья).

Пять сил (бала)

  1. Сила убежденности (шаддха).
  2. Сила настойчивости (вирья).
  3. Сила осознанности (сати).
  4. Сила сосредоточения (самадхи).
  5. Сила распознавания (паннья).

Семь факторов Пробуждения (боджджханга)

  1. Осознанность как фактор пробуждения (сати-самбоджджханга).
  2. Анализ качеств как фактор пробуждения (дхамма-вичая-самбоджджханга).
  3. Настойчивость как фактор пробуждения (вирья-самбоджджханга).
  4. Восторг как фактор пробуждения (пити-самбоджджханга).
  5. Безмятежность как фактор пробуждения (пассадхи-самбоджджханга).
  6. Сосредоточение как фактор пробуждения (самадхи-самбоджджханга).
  7. Беспристрастие как фактор пробуждения (упекха-самбоджджханга).

Благородный восьмеричный путь (ария-магга)

  1. Правильное понимание (самма-диттхи).
  2. Правильная решимость (самма-санкаппа).
  3. Правильная речь (самма-вача).
  4. Правильные действия (самма-камманта).
  5. Правильный образ жизни (самма-аджива).
  6. Правильные усилия (самма-ваяма).
  7. Правильная осознанность (самма-сати).
  8. Правильное сосредоточение (самма-самадхи).
  1. Факторы из семи наборов, распределенные по пяти способностям

Убежденность

Правильная речь (Восьмеричный путь)

Правильные действия (Восьмеричный путь)

Правильный образ жизни (Восьмеричный путь)

Желание (Основы могущества)

Настойчивость

Правильные усилия (Восьмеричный путь)

Четыре правильных старания

Настойчивость (Основы могущества)

Настойчивость (Факторы пробуждения)

Осознанность

Четыре основы осознанности

Правильная осознанность (Восьмеричный путь)

Намерение (Основы могущества)

Осознанность (Факторы Пробуждения)

Сосредоточение

Четыре основы могущества

Правильное сосредоточение (Восьмеричный путь)

Восторг (Факторы Пробуждения)

Безмятежность (Факторы Пробуждения)

Сосредоточение (Факторы Пробуждения)

Беспристрастие (Факторы Пробуждения)

Распознавание

Правильное понимание (Восьмеричный путь)

Правильная решимость (Восьмеричный путь)

Анализ качеств (Факторы Пробуждения)

Различение (Основы могущества)

Беспристрастие (Факторы Пробуждения)


Крылья пробуждения

Слово Будды


Hosted by uCoz

Hosted by uCoz
Трансформация