Психоаналитическая живопись Александра Кремнева


Александр Валентинович Кремнев, 1952 г. рождения, живет в Тольятти, с 1989 года считает себя профессиональным художником, хотя в Союзе художников России не состоит. Рисовать начал поздно. Когда он загрунтовал полотно под свою первую картину, ему было 36 лет. До того момента масляными красками не работал и живописью не занимался. В середине семидесятых годов он окончил Волгоградский инженерно-строительный институт, строил дороги в Нечерноземье, затем в Куйбышевской области. Был мастером, начальником строительного участка, потом работал плотником в колхозе. Умеет практически все: построить дом, сложить печь, смастерить мебель, огранить камни, сделать чеканку, скроить ткань. У него прекрасная семья – жена Оля и шестеро детей... И такой непростой, такой долгий путь к своему истинному призванию.
Первая в его жизни выставка картин в Волгограде и в Волжском в 1989 году вызвали если не сенсацию, то весьма близкий к этому острый интерес и горячие споры. Суть в том, что сюжеты шести десятков его картин, их смысловое наполнение были, по его словам, продиктованы ему неизвестным источником Разума в красочных снах, которые он видит время от времени. Эти «видения» настолько необычны и так хорошо запоминаются, что ему остается лишь поточнее воспроизвести их на холсте.
Но как все начиналось?
Однажды он пытался заснуть, но сна еще не было. Вдруг Александр увидел ясные, четкие картины. Только позже он понял, что это была телепатическая связь. С кем? Вероятно, с теми, кто по разуму и цивилизованности выше нас. Это следовало из содержания картин. Они были полны глубокого смысла. Экспозиция менялась, как только он запоминал сюжет предыдущей. Первое впечатление – удивительные краски. Они были не плоскостные, а объемные, уходящие в глубину, искрящиеся. Таких в яви не бывает. Как считает Александр Валентинович, ему удается воспроизвести лишь подобие того богатства.
Во-вторых, изумляла осмысленность показа. Если в памяти все точно зафиксировано, неясностей нет, – картинка менялась. И так двадцать, тридцать и более сюжетов. Что-то понравилось – картинку держат подольше. Нет – ставят другую. Например, центр картины зафиксирован, а края неясные, то делается так, что как бы само сознание перемещается в верхний угол или вниз. Именно сознание работает, а не глаза. Когда сознание уставало от статичных сюжетов, ему могли показать движущиеся картины, как бы отрывки кадров.
Как часто шли показы картин? А.В. Кремнев рассказывал, что порой через две недели или через два дня. Бывало, и раз в месяц. Этим процессом он не мог управлять. При этом запоминалось не все, а только самое интересное. Иногда, чтобы до утра не забылось, он наскоро словами записывал интересные сюжеты. Но главное, что он понял – ему надо их рисовать, как это делают художники. Кремнев стал учиться живописи.
За два с половиной года ему удалось воспроизвести около семидесяти картин. Но еще сотни сюжетов записаны в тетради словами. Например, имеется запись: «Снятие покрывала с глаз «Матери-земли». Все: в памяти она сразу воспроизводится. Однако по ходу работы над каким-либо сюжетом у него нередко возникает еще до десятка новых образов и интерпретаций.
Пытаясь вместе с Александром Валентиновичем разобраться в его феномене, мы строили разные предположения. Естественно, были догадки о том, что, возможно, психография и контакты с иной формой сознания ни при чем, а имеет место собственное творческое осмысление жизни. Однако Кремнев не соглашался с этим доводом, поскольку считал, что зрительные образы в его «снах» ни коим образом не были связаны ни с его основной работой, ни с впечатлениями дня. Подчас он не сразу приходил к пониманию того, что ему показывали. Позже, словно озарение, выявлялся смысл картины. Даже среди готовых его картин есть такие, которые ему до конца не ясны. Они, особенно в начале его карьеры художника, были в основном экологического содержания. Многие как бы предупреждают о пагубности наших усилий по необдуманному преобразованию природы.
Возможно, это неспроста. Некто, более разумный, скорее всего, из параллельных миров, – считает нужным предупредить нас о надвигающейся катастрофе. Ведь гибель нашей цивилизации, если она будет связана с техногенными или экологическими причинами, надо полагать, негативно отзовется и на жизнедеятельности иных миров. В выборе тем, в их подаче можно увидеть лишнее доказательство существования высшего Разума. «Они» и должны мыслить, в отличие от нас, на ином, более высоком уровне, где символы, ассоциации – вполне привычные категории. Кремнев считает, что даже безудержно фантазируя, он бы не смог всего того напридумывать. Поэтому лично он не сомневается в наличии его связи с иномиром. Другое дело, что в этом обязан сомневаться исследователь его творчества, хотя бы следуя «принципу Оккама».
Поэтому мы попытались найти источники его необычной связи с проявлением иного Разума.
Кремнев отмечает в своей жизни несколько эпизодов, которые, по-видимому, подготавливали его к осознанию истинного призвания. Первый эпизод относится к подростковому возрасту. Учась в 8-м классе, Саша, воспитывавшийся атеистически, допустил какое-то богохульство в речах по отношению к Богу. Вскоре ночью он увидел сон, будто ему на горло наступил чей-то зеленого цвета сапог и душил так, что он уже терял сознание. Сапог принадлежал огромной фигуре, уходившей высоко вверх. Когда его отпустило, Саша проснулся в холодном поту. С тех пор ни в делах, ни в помыслах он не допускал агрессивного, несправедливого отношения к Богу.
Много позже знакомство с трудами Е. Блаватской, Е. Рерих, С. Саровского и других мыслителей, долгое время остававшимися в бывшем СССР под запретом, существенно продвинули Кремнева в постижении окружающего мира. Тогда же он заинтересовался учением русского самородка Порфирия Корнеевича Иванова, понял, что оно очень близко ему своим отношением к природе, стал жить по правилам "Детки". Конечно, это требовало большой воли, упорной работы над собой. Однажды он интуитивно почувствовал, что ему следует отказаться от употребления мяса и рыбы. И именно после этого начались эти странные сны, и появилась настоятельная потребность рисовать. Пришлось всерьез заняться грунтовкой, подбором и наложением красок, кистями, рамами. Обычно он пишет картину ровно столько, сколько сохнет краска. Два-три дня. Ведь ему почти не приходится что-то додумывать, решать композиционно: все уже дано, отпечаталось в голове, и надо лишь перенести это на полотно.
Но в период, когда только начинались показы удивительных цветных снов, и не все было понятно с их источником, с Александром произошло событие, о котором он рассказывал немногим. Однако оно было...
«Это было летом 1989 года, – вспоминал Александр Валентинович. – Накануне ходил, словно чего-то ожидая, чувствуя какое-то беспокойство, волнение. Вечером лег на тахту, задремал, но не уснул, состояние, когда еще не спишь и все контролируешь. Вдруг вижу, в окно влетает гантелеобразная штуковина, полупрозрачная, как облачко. Длиной метра три, диаметром немногим более полуметра, посередине сужение. Прошла сквозь стекло окна, зависла надо мной. Глаза закрыл, но все равно вижу ее, словно у меня нет век. Без боязни наблюдаю, что будет дальше. Надо сказать, как только "она" влетела в комнату, у меня в сознании мелькнула мысль: "Это мое здоровье"; – почему-то именно так я воспринял ее появление, и сразу все волнение прошло.
От "сигары" с одной стороны вытянулось нечто вроде хобота, закрепилось на груди около сердца. И началась... накачка! Я чувствовал, что, словно раздуваюсь, как футбольная камера. Меня распирало, а внутри – холод. Раздуло так, что даже дыхание затруднилось. Не могу ни глубоко вздохнуть, ни выдохнуть. Уже деревенеть начал... Еле-еле натянул на себя плед, с трудом, медленно повернулся на бок и сразу отключился. Не заметил, когда и как та штуковина исчезла.
Утром проснулся – лежу в той же позе... С тех пор никогда не болею и не беспокоюсь о своем здоровье. Правда, обливания холодной водой, хождение босиком по снегу не бросил, у меня это вошло в привычку. Идет хороший заряд энергии...»
Инспирированные кем-то видения начались у Кремнева с серии картин-снов о Чернобыле. Катастрофа произошла раньше, но полтора года спустя ему привиделся триптих: до взрыва, когда тревога нагнеталась, после взрыва, когда померкло солнце и опасность достигла немыслимого предела; и наконец, продолжение жизни рядом с опасностью. Потом еще были сюжеты, как правило, экологического содержания.
Для меня, исследователя, своеобразным ключом к пониманию творческой манеры Кремнева стала его картина "Воспоминания".
На полотне багровое тревожное небо, земля в трещинах, непонятные поначалу атрибуты. И вот, со слов автора, раскрывается простой и вполне реалистичный смысл картины: старая деревянная дверь-калитка – это как бы связь художника с деревенским бытом. Он – выходец из села, и многими помыслами связан с деревенским бытом. Рядом – пестрая драпировка. Это элемент творческой жизни, указывающий на то, что автор – художник. Голубая лента через все полотно – это линия жизни, судьбы, которая имеет свои извивы, меняет направление, оттенки. Багровое небо тоже не случайно: жизнь человека в нашей стране не проста, непредсказуема, тревожна... С какой стати, допустим, быть на полотне голубому небу, а не багровому? Другое небо было бы неправдой...
Большой висящий в воздухе валун в центре картины, который поначалу вызывает недоумение, тоже, оказывается, имеет простое объяснение. Это тот камень, который есть у каждого на душе. Он давит на сердце, он истекает чернотой, подчас маркими каплями падает на линию жизни, чернит ее. Белый и черный бумажные листы – это светлые и темные воспоминания, которые сопровождают нас в жизни. Бумажная мишура, ленточки – они словно разрозненные воспоминания, которые мелькнули и ушли, не оставляя особого следа. И, наконец, чудище, уползающее в трещину, – это то далекое, неведомое, существовавшее "до нас", которое мы подсознательно ощущаем, страшимся, но не знаем о нем ничего.
Можно ли какими-либо иными средствами изобразить так точно понятие философского плана, как воспоминания? Кремневу, а точнее сказать, его информаторам, это удалось.
Обратимся к картине "Экологический портрет №2".
...На внезапно опустевшей земле сбились в стадо испуганные лошади. Они в тревоге: улетают цветные шары – надо полагать, символы жизни, радости, красоты. Темные тучи сгущаются и застилают свет, а кое-кто еще ничего не замечает, беззаботен в своем неведении...
Выразителен также цикл "Усердие". Он отображает бесполезный, бесцельный труд людей, лишенный смысла. То это команда корабля, который стоит в пустыне, далеко от моря, разрушается, матросы исправно служат на нем, тянут канаты, слушают команды, меняют остатки сгнивших парусов.
В другом случае это строители, которые изготавливают часы из бетонных блоков, из дерева, даже из песка. Но они не идут и никогда не будут служить людям...
Или сюжет с громоздким существом – то ли динозавром, то ли гигантским кузнечиком, который спокойно лежит на земле, бесстрастно наблюдая за человечками, которые, суетясь, возводят вокруг него утлую стену, пытаясь защититься. Но усердие их лишено смысла: стоит чудовищу подняться, и никакие хилые преграды не уберегут людей от его поступи. Может, это и есть символ экологической катастрофы, которая угрожает нам, а мы лишь строим какие-то бумажно-песочные преграды перед ней?..
Многие картины, а их у Кремнева более трехсот, взывают к чувству самосохранения человека. Мы, по-видимому, нарушаем какие-то важные законы мироздания, мы губим природу и самих себя. Не о том ли предупреждает через художника земное человечество неизвестный Разум? Не этим ли нашим наступлением на природу озабочены иные цивилизации, которые через прилеты НЛО, сны-видения пытаются нас исследовать и о чем-то предупредить? Думается, над этим следует серьезно задуматься, и, видимо, к этому зовет необычное творчество художника.
А.В. Кремнев считает, что один из путей спасения цивилизации – это поднятие духовности людей. Мы ее растеряли, отсекли как нечто ненужное и .при этом упустили самое существенное: связь настоящего прошедшего и будущего. Мы стали жить одним днем: не помним прошлого, не заботимся о будущем. Из-за этого ушло очень важное – ушла ответственность за содеянное. К сожалению, процесс возрождения духовности – путь долгий, не на одно поколение. Но начинать его, как считает Александр Валентинович, надо сейчас.
Картины Кремнева, словно притча, словно концентрация мудрости. Чьей? Александр Валентинович не настаивает на абсолютно своем авторстве, хотя, наверное, теряет при этом как художник, как создатель. Конечно, в своем отечестве пророков не бывает, но со временем или за чертой бытия он мог бы, скажем, удостоиться оценки гениального живописца, однако, похоже, сознательно избегает подобной участи. Для него совершенно очевидно, что большинство его картин-видений инспирированы извне. Настаивать на ином, по мнению Кремнева, безнравственно, и это делает честь его объективности. А для нас, исследователей, такая позиция художника служит косвенным доказательством связи с иными мирами, с иным Разумом. Ведь тут никакие приборы нам и не помогут, нет пока таких, которые б транслировали видения прямо из мозга.
Интересно, что в сюжетах, принимаемых Кремневым, многое перекликается с учением Агни-йоги, подчас идет прямое цитирование.
...Чьи-то внимательные глаза смотрят на нас из космического далека. Кружась, подает на растрескавшуюся, пустынную землю ажурное перо. Где-то сбоку – огромное яйцо, символ жизни, с треснувшей скорлупой. Когда Кремнев воспроизвел на холсте этот сюжет, он не знал, что он обозначает и как его назвать. Лишь позже, читая «Живую этику», встретил такие строчки: «Даже перышко, выпавшее из крыла птицы, вызывает гром на дальних мирах...» То есть, то, что для нашего мира порой несущественно, в других, параллельных мирах, отзывается потрясениями, и именно так, цитатой из записанного Е. Рерих, стала называться эта картина.
Или еще сюжет. Ребенок, крохотный, похожий на куклу-голыша, увлеченно строит песочные замки. Они – огромные, однообразные – возвышаются над ним, готовые рухнуть и раздавить его своей тяжестью, кое-где песок уже осыпается... Ненужное, опасное сооружение, рядом с которым жизнь хрупка и ненадежна. Но ведь мы, люди, возводим, строим нечто подобное повсеместно, и оно уже реально грозит человечеству гибелью. Картина сопровождается чеканной фразой из «Агни-йоги»: «Многие мнят, что посредством земной майи (иллюзии) можно создать твердыни, это так же неразумно, как дети из грязи мечтают сложить крепость». Такова картина «Мечты» и многие другие сюжеты.
А.В. Кремнев считает, что его связь с иным миром не случайна. Он вовремя обратил внимание на то, что ему стали давать извне. Он не отмахнулся, не заслонился суетой дел. Кто-то в подобной ситуации, может, только удивился бы и... прошел мимо. К нему не достучались.
После первой серии картин, которые А.В. Кремневу шли в течение двух лет, показы вдруг прекратились. И в этом тоже есть признак внешнего воздействия. Ему дали столько информации, что необходимо было время осмыслить увиденное, а главное – воплотить в холсты. Но однажды видения возобновились, однако возобновились на качественно новом уровне. Пошла сплошная символика. В необычных красках, в совершенно фантастических сюжетах. Он многого не понимал, очень нуждался в разъяснении увиденного, и тут, как ни удивительно, ему стали поступать сведения о символизме. То в нечаянной лекции специалиста, то книгами. И все непонятные элементы стали получать разъяснение. Кремнев считает, что это ни что иное, как ИХ подсказка, помощь.
В настоящее время можно констатировать, что уровень его новых работ по-прежнему весьма высок, а смысловая нагрузка его картин, на мой взгляд, все более повышается. Поразил, например, длинный список тех его сновидений, которые ему только предстоит воплощать в красках.
Вот часть его замыслов: «Лесть» «Растраченное время», «Милитаризм», «Портрет творчества Даниила Хармса», «Плохая память», «Эмбрион-обвинитель», «Цветные характеры» и т.д. Всего более сотни сюжетов. Александр продолжает свой труд, и с каждым новым произведением открывает в своих картинах нечто новое. Связь между мирами не прерывается.
В качестве примера такой связи остановимся на одной картине, под названием «Вместе». На ней изображены два путника в черных монашеских одеяниях, с длинными посохами в руках, которые идут по горной тропе среди скал, идут в безмолвии, идут на фоне бездонного темного неба с редкими звездами, а с ними... третий! Фигура этого третьего огромна, она уходит в небо, откуда падает на голову этого третьего тонкий луч света, словно связующей нити еще с кем-то далеким, невидимым... Кто он, этот незримый путник среди двоих, затерявшихся в горах? Он явно не из нашего, земного плана, он принадлежит другому миру, но он есть, есть и имя ему... Не знаю, и художник не знает, но мы догадываемся – это Учитель, который, вероятно, есть у каждого. Кто-то его ощущает хорошо, ощущает по уколам совести, по поступкам, которые совершаешь, словно в порыве духа, а кто-то не ощущает вовсе, спит разумом или старается не замечать, потому что так ему удобнее...
В последние два года, как рассказывал А.В. Кремнев, он не видит тех прежних удивительных снов-видений. Он считает, что со стороны ВЦ выполнена некая миссия по отношению к его творчеству. Ведь смысл контакта, если он положителен, – включить человека. Чтобы он сам смог работать, мыслить, чтобы он понял, что он делает свое дело. Кремнев вовсе не огорчен этим обстоятельством, он понял, что способен самостоятельно творить без снижения смысловой глубины картин. Те прежние сны с подробным показом сюжетов попросту оказались не нужны, поскольку художник сам способен выходить на определенные уровни сознания, способен проникать в астральный мир.
Кстати, как свидетельствует Александр Валентинович, астральный мир – это живой и многонаселенный мир. Он насыщен самыми разнообразными живыми существами. Есть среди них ужасные, отталкивающие, а есть прекрасные божественные. Мир этот многомерен. По его словам, его очень трудно передать на плоскости холста. Ведь помимо объема предмета, его как бы видишь изнутри. Но при переносе четырехмерного объекта на двухмерную плоскость теряется до 90 процентов информации. И краски не те.
Одна картина Кремнева стала для меня поистине потрясением. Она доказывала связь миров!
Холст стоял в стороне, средних размеров, на нем – бурление облаков, завихрения течений – словом, какое-то бурное движение. Цвета – словно у грозовых облаков: белые, серые, коричневатые, синие оттенки. Так было до поры, пока Кремнев не подозвал меня взглянуть на холст вблизи. Он ткнул в одно место, и я увидел... его автопортрет в профиль, а рядом – профиль их собаки, колли, по имени Прайз! Да, в самом деле, Сашина аккуратная бородка, усы, и тут же морда умной собаки, любимицы семьи...
Но в стороне я вдруг обнаружил еще один портрет – пожилого мужчины с большими густыми усами; его утомленные глаза были полуприкрыты, морщинки близ уголков глаз. Вот еще лица, нет, сразу два лица, и одно из них, скорее всего, женское. Картину надо было повернуть, что бы их заметить. А там – дед с бородой и длинными усами... Туманная фигура женщины в голубом сиянии с рукой около сердца. Еще дед – его смеющиеся глаза ясны и мудры. Чтобы его рассмотреть, картину пришлось перевернуть вниз головой.
Лиц на картине, колоритных, ясных, порой почти фотографически четких много, больше десятка. Они небольшие, со средних размеров монету, но они хорошо различимы среди завихрений туч, стоит лишь приглядеться повнимательнее.
Но оказалось, что никаких портретов Кремнев не только не задумывал, но и не рисовал. Просто однажды он, собирая шпателем остатки краски с палитры, стал наносить их на холст в беспорядке, хаотично, без какой-то системы и замысла. Потом слегка развез их по холсту, перемешал краски, и – стал шпателем же снимать краску, сдирать ее до тканевой основы. Образовывалась причудливая картина, напоминающая разгул стихии в эпицентре какого-то тайфуна или урагана. Но, приглядевшись внимательнее, он стал обнаруживать среди завихрений струй – лица людей! Они не были ему знакомы, за исключением собственного портрета и их собаки. Лиц было больше десятка, они были весьма колоритны, но – откуда появились? Ведь он их не рисовал! Он вообще не прикасался к холсту кисточкой!
Объяснение мы находим пока одно: так проявил себя Тонкий мир. Мы кое-что о нем знаем, знаем, что он присутствует рядом с нами, в другом измерении, и он способен выходить на нас то необычными снами, то психографическим письмом, то увиденными во снах картинами. Но, по-видимому, бывают состояния, когда они могут проявиться и вот так неожиданно, из сочетания красок и бессознательного акта творчества.
В этом еще одна загадка взаимоотношений разных миров. На наш взгляд как можно опровергать то, что никаких иных, кроме земного, миров нет, и жизни тоже нет? В картинах Александра Кремнева выражено их объективное проявление. Надо лишь понять и принять их. Ведь это, может быть, одно из множества доказательств, что жизнь многообразна и существует повсюду вокруг нас.

По материалам Г.С. Белимова

Ещё ссылки по теме. Там же...
Искусственный характер возникновения контактов.
Феномен психографии как свидетельство контактов с иномиром.
Психографическое творчество Эллины Глазуновой.
Феномен НЛО как проявление Разума в космосе


Назад

Hosted by uCoz