ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
Страницы составлены из писем и обсуждений  наших участников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
 
Из всего предыдущего возникает неизбежный вопрос: если ду­ша должна воплощаться до тех пор, пока не выполнит все свои кармические обязательства, а с другой стороны - благодаря пос­тоянно возникающим мыслям и желаниям не перестает зарождаться новая Карма, - не вытекает ли из этого полная невозможность освободиться из-под власти Кармы? Не теряется ли для человека всякая надежда обрести свободу?
 
Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим из каких свойств человека сплетается ткань его Кармы.
Главной пружиной, главной побудительной силой, заставляю­щей человека действовать, следовательно и создавать свою Кар­му, является желание.
 
Что такое желание? Это та могучая сила, разлитая во всей вселенной, которая проявляется во всех процессах природы в ви­де притяжения частиц, без которого не могло бы быть существо­вания в материи. Без желания не было бы и движения, следова­тельно, и развития, а был бы застой. Чтобы расти, необходимо быть деятельным, ибо только деятельность вызывает проявление всего, что скрыто в сути вещей.
 
Восточная Мудрость признаёт всё значение желания, в кото­ром для большинства людей и коренится побудительная причина для деятельности, и для этого большинства - убить желание рав­нялось бы полному отречению от всякой деятельности; и все же, говоря о "цепи, привязывающей нас к колесу рождений", Древняя Мудрость указывает на необходимость "уничтожить желание". Как же помирить это кажущееся противоречие?
 
Оно примиряется само собой, если предметом исследования взять не отдельную жизнь воплощенной личности, а весь путь развития бессмертной человеческой индивидуальности, прошедшей через всю полноту земного опыта. Делая свои выводы, Древняя Мудрость имеет в виду всю эволюцию человека до конца. Она ясно различает возраст человеческой души.
 
На заре своего земного существования человек жадно захва­тывает для себя все, что желает его стихийная жажда жизни. С этого начинаются жизненные уроки человека. Он вступил на "Путь Выступления" (правритти марга), как называют древние индусские учения начало эволюционного пути человека. На этом начальном пути человек отождествляет себя со своей внешней формой, со своим телом, и это нужно, потому что грубые, резкие прикосно­вения извне необходимы для того, чтобы разбудить дремлющее сознание человека-младенца, разжечь искру сознания в яркое пламя. Чтобы отчетливо почувствовать свое я, чтобы отделить его как центр самосознания от остальной вселенной, для этого и нужны те тесные границы, замыкающие в себе частицу общей Жиз­ни, которую мы ощущаем как свою личность. Это ограничение жиз­ни, это втеснение ее в узкие грани нашей личности и есть эго­изм. На "Пути Выступления" эгоизм необходим: он родит желание, желание вызывает деятельность, а посредством деятельности че­ловек растет. Вначале человек желает только для себя, позднее эгоизм его расширяется и заключает в свои пределы сперва свою семью, затем свое племя, народ, государство. И в этих расши­ренных пределах человек все еще стремится брать для себя, для своей семьи, для своего народа как можно больше от природы и от остальных людей, и это длится до тех пор, пока его душа не насытится и больше брать уже не захочет. "Путь Выступления" этим и заканчивается. Он начинает поворачивать назад, и чело­век вступает на "Путь Возврата" (ниврити марга), на котором кончается его желание брать и возникает столь же повелительная потребность отдать все, вернуть обратно все, что он брал у ми­ра, у природы и у людей. Без такого возврата не может быть восстановлено нарушенное равновесие, не может осуществиться справедливость, на которой держатся все миры.
 
На "Пути Выступления" человек создает свою Карму. Он жадно добивается тех или других вещей, он делает усилия, напрягает свою волю, двигается вперед, толкаемый желанием, но как только он овладевает предметом своего желания, желание сменяется рав­нодушием и разочарованием, добытое перестает удовлетворять,,и юн так же жадно начинает добиваться новых вещей.
 
Восточная Мудрость сравнивает предметы человеческих жела­ний с теми игрушками, которые мать держит в руках, желая, что­бы ее дитя научилось ходить, подвигаясь навстречу блестящей игрушке. Это сравнение проливает яркий свет на то, что дело совсем не в предмете, а в усилии, которое делает человек и ко­торое заставляет его расти. В этом упражнении растущих сил, в этом развитии способностей человека, которое вызывается напря­женной борьбой из-за обладания желанным предметом, и в после­дующем разочаровании, в чередующихся восторгах и пресыщениях, подъемах и утомлениях, проходить весь путь нашего земного раз­вития.
 
На протяжении всего этого долгого пути человек продолжает желать, потому что для непросветленного человека в желании ко­ренится побудительная причина для деятельности; побуждение это перестает действовать только тогда, когда человек убедится, что всё временное приносит одно разочарование и что удовлетво­рить человека может только вечное.
 
Это убеждение приводит человека к сознанию своей божест­венности, которое, в свою очередь, ведет к сознанию единства.
 
Когда человек познает, что его отдельная, обособленная от всего мира жизнь была самообманом, когда в его расширившемся сознании исчезнут границы, отделявшие его частичную жизнь от Жизни Целого, тогда сами собой прекратятся и личные желания, что мы и видим у людей, достигших совершенства, у праведников, желания которых становятся сверхличными и заключают в свои пределы благо всего мира.
 
Таков эволюционный путь всего человечества. Его можно с полным основанием сравнить с лестницей, подножие которой пог­ружено в темноту стихийного существования, выражающегося в эгоизме и алчном желании всё взять для себя, за счёт других "сохранить свою душу", а вершина возносится в царство просвет­ленного разума и победившей духовности, которая выражается в потребности "отдать душу свою".
 
Но этот медленный путь возможно сократить; когда мы смот­рим на отстающих людей, на тех, которые всё ещё задерживаются на самых низших ступенях лестницы, мы получаем понятие о пре­делах его медленности; когда же мы переносим наш взгляд на праведников, на тех Старших Сынов человеческой расы, в которых уже раскрылась вся красота божественной природы, мы узнаём, что во власти человека до черезвычайности ускорить этот путь.
 
В чем же орудие этого ускорения, или - что одно и тоже - "спасение человека"?
 
В поэме Арнольда "Свет Азии", которая устами западного по­эта передаёт всю глубину Восточной Мудрости, мы находим такой ответ:
Беспредельность ужасом бы стала,
Сердце мира - вечною тюрьмой,
Если бы судьба вас приковала
К колесу безжалостной рукой.
Но - на вас цепей не налагали,
Ваша воля всяких мук сильней;
В Сердце мира нет людской печали.
Совершенство - цель земных путей.
 
Орудие спасения человека - его воля. Но что такое воля? Пока сила, заставляющая человека действовать, вызывается внеш­ними предметами, мы зовем ее желанием, но когда та же сила на­чинает исходить из самого человека, слагаясь из содержания его внутреннего опыта, руководимого разумом, тогда мы даем ей наз­вание воли. Таким образом, желание и воля лишь два полюса од­ной и той же силы.
 
Пока человек во власти низшего полюса, его заставляют действовать внешние предметы, он в зависимости от них, он не свободен.
Когда же он начинает действовать сознательно, выбирая не то, что наиболее привлекательно, а то, что наиболее ценно для его цели, тогда он выходит из круга зависимости, он становится господином своих поступков и сам начинает творить свою судьбу.
Пока воля у человека еще не развита, до тех пор он в рабс­тве у предопределения, он обречен двигаться роковым образом по "равнодействующей" своей собственной Кармы*. Но рабство чело­века кончается с развитием сознательной воли, ибо воля его мо­жет вводить во всякое время новые величины в "уравнение" его жизни. Пока воля направляется непросветлённым разумом, до тех пор и целями ее бывают явления временные, но когда разум, про­никая все глубже в суть явлений, познает, что временные явле­ния даются нам только как средства для достижения вечного, тогда просветленная разумом воля поведет человека к осущест­влению истины и - освободит его. Таким образом, все столь раз­личные решения трудной проблемы о свободе воли и о предопреде­лении - верны, каждое на своем месте. Неизбежная судьба держит в рабстве всех, кто не проявляет сознательной воли; относи­тельная свобода существует для того, кто развил свою волю до известной степени, и наконец полная свобода - для того, кто познал истину и развил свою волю до совершенства.
----------------------
 
* Человеческая судьба представляет собой как бы равнодействую­щую всех сил, которые человек создавал в прошлом и которые он творит в настоящем. Если человек не проявит сознательной воли, его жизнь пойдет неизбежно по этой равнодействующей.
Теперь у нас начинает намечаться путь к той внутренней свободе, которая сделает человека независимым от "Цепей Кар­мы".
"Познание истины" с точки зрения восточной Мудрости есть сознание божественности человеческой природы и единства всей проявленной Жизни, выражающей собой Жизнь Бога. Воля Бога вы­ражена в законе Кармы. Цель человеческой эволюции - полное осуществление божественных свойств человека, которое его при­ведет к отождествлению его воли с волей Бога. Когда человек осуществит это единение в себе, час его спасения пробьет. Та­ков конечный смысл учений всех великих Учителей человечества. Следовательно, в познании истины и в развитии воли, скрывается та сила, которая может освободить человека из-под власти Кар­мы.
 
Знание незыблемости законов, управляющих вселенной, вызы­вает потребность согласовывать нашу собственную деятельность с этими законами, иначе - с Волей Бога. Вместе с тем, возникает сознание, что деятельность необходима, но деятельность, веду­щая не к разобщению, а к единству. Такая деятельность несов­местима с эгоизмом. Эгоизм был необходим, пока мы жили в тем­ноте и не знали смысла жизни, но со временем он становится злом, препятствием к развитию нашей божественной сути. Следо­вательно, деятельность наша должна быть бескорыстна, без эго­изма и без влечения к ее плодам, бескорыстие это требуется от человека, желающего освободить себя, сжечь свою Карму, не как требование морали, а как необходимость, неизбежная и доказан­ная.
 
Но как соединить самоотречение и отсутствие желаний с дея­тельностью, необходимой для роста?
 
К достижению этой цели ведут два пути, "две стези", как выражаются индусские мистики: стезя "Мудрости" для меньшинс­тва, и стезя "Религиозного Чувства" для всех остальных. На первой стезе Мудрец достигает самоотречения, уничтожая свой эгоизм глубоким проникновением в смысл жизни; на второй стезе то же самоотречение достигается благодаря любви к олицетворён­ному Идеалу, в котором уже проявилась вся красота божественной природы Богочеловека. Оба пути приводят одинаково к цели.
 
Самоотверженная деятельность без мысли о себе вызывает внутренний рост человека, бескорыстие очищает его сердце: та­ким образом осуществляется двойное условие праведной жизни - деятельность и отсутствие желаний, которое казалось несовмес­тимым.
 
Бескорыстная деятельность, заменяя наши личные интересы интересами общего, приведет нас постепенно к отождествлению нашего я со всеми, и - к освобождению.
 
Великую помощь на том и другам пути оказывает верное пони­мание закона Кармы. Знающий закон не говорит о "доброй или злой судьбе"; он знает, что Карма являет собой Волю Бога в действии, и что поэтому ни избегать, ни бояться ее не следует. Если Карма и заставляет нас испытывать боль и страдания, чело­век, понимающий ее благой смысл, не станех тяготиться этим страданием, а примет его спокойно и терпеливо: он знает, что над ним совершается закон справедливости, который требует, чтобы погашено было малейшее зло, причиненное им самому нич­тожному существу, и знает, что с другой стороны, ни одно из его добрых усилий:не пропадет даром.

Путь очищения от эгоизма носит по-санскритски название "Карма Лога", от Карма - деятельность и Йога - единение. Он ведет одинаково к очищению сердца, идет ли человек по стезе "Мудрости", или по стезе "Религиозного Чувства" и требует, чтобы человек охотно выполнял свой долг, в котором выражена его Карма. Такое спокойное и безропотное выполнение своего долга - выраженное в бескорыстной деятельности - есть единс­твенный ключ к счастью на Земле. Оно успокаивает и укрепляет наш дух, устраняя самую мучительную из всех тревог: мысль о себе. Только в успокоенном духе раскрывается истина. Она отра­жается в его глубине, как небеса отражаются в светлых водах тихого горного озера.

Е. Писарева

 ТРИ ВИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КАРМЫ
ТРИ РОДА СИЛ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СУДЬБУ
 

На страницу изменений 
На заглавную страницу 
Обсудить на форуме. 



Hosted by uCoz