ТРИ РОДА СИЛ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СУДЬБУ 
Страницы составлены из писем и обсуждений  наших участников.
ТРИ РОДА СИЛ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СУДЬБУ 
 
Чтобы уяснить себе хотя самые общие понятия о человеческой Карме, необходимо выделить из ее сложного состава три разряда сил, которые строят человеческую судьбу.
I. Мысль человека. Эта сила строит характер человека. Ка­ковы его мысли, таков будет и сам человек.
II. Желания или воля человека. Желания и воля, являющие собой два полюса одной и той же силы, соединяют человека с предметом его желания и устремляют его туда, где может быть удовлетворено это желание.
III. Поступки человека. Если поступки человека приносят другим живым существам довольство и счастье, они отзовутся та­ким же довольством и счастьем и на нем самом, если же они дос­тавляют другим страдание, они принесут такое же страдание и ему, не больше и не меньше.
Когда человек вполне поймет эти три составные части, из ко­торых образуется закон Кармы, и научится применять свое зна­ние, тогда он сделается творцом своего будущего, господином над собственной судьбой, способным строить ее по мере своего знания и своей воли.
 
I. МЫСЛЬ СТРОИТ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
 
Нигде человек не является так ясно и непреложно создателем своей судьбы, как в области умственной. В силу большой подвиж­ности и быстроты умственных вибраций, мыслитель, сознательно творящий свою внутреннюю жизнь, может работать с такой же точ­ностью и уверенностью, с какой архитектор воздвигает здание по начертанному им плану. Каждая новая мысль прибавляет новую черту к возводимой постройке, ни одна из них не пропадает да­ром. Группы однородных мыслей, повторявшиеся на протяжении нескольких жизней, определяют строй человеческого характера, и так называемые врожденные мысли и способности - не что иное, как результат умственной работы прошлого.
 
Желающий проверить силу мысли над характером, может в лю­бое время испробовать эту силу на себе. Избрав самую слабую свою сторону, например, нетерпение - если человек обладает этим свойством, следует взять предметом ежедневных размышлений противоположное свойство - терпение и начать изучать это свойство со всех сторон, воображая себя поочередно в самых разнообразных положениях, которые могут вызывать взрывы нетер­пения, и затем мысленно заставлять себя сохранять полное само­обладание и терпение. Эту работу мысли нужно продолжать ежед­невно без перерыва (непостоянные, перемежающиеся усилия не по­могают) в течение некоторого времени; вскоре человек заметит, что мысль о терпении начинает появляться в его сознании и по­мимо минут, определенных для упомянутой работы мысли. Это бу­дет указанием на то, что основа привычки к терпению уже зало­жена. Если продолжать ту же работу день за днем, месяц за ме­сяцем, придет минута, когда человек убедится, что терпение вошло как составная часть в его характер. То же самое относит­ся и ко всем остальным свойствам человека; постоянно думая о противоположном положительном свойстве, человек может заменить им отрицательное свойство своего характера. Если работа мысли будет достаточно серьезна и упорна, успех несомненен, а харак­тер - не нужно забывать этого - есть важнейшее условие челове­ческого счастья на земле. Отзывчивый, благородный и сильный характер есть залог великого будущего для обладателя его.
 
Итак, зная это свойство мысли, человек путем сознательной внутренней работы может постепенно построить свой характер та­ким, каким желает его иметь. Смерть не прерывает этой работы; наоборот, освобожденный от оков физического тела, человек на­чинает претворять весь принесенный из земной жизни запас опы­та. По возвращении своем на землю, он принесет с собой все ра­нее приобретенные мысли, которые в загробной жизни переработа­лись в наклонности и способности; соответственно последним построятся и новые проводники внутренней жизни: мозг и нервная система. Вот почему сказано: "человек - создание размышления: над чем он размышляет в этой жизни, тем он становится в следу­ющей" (Чандогиопанишад, III, XIV, 1).
 
Таким образом сохраняется бессмертное содержание челове­ческой души, и мы напрасно оплакиваем угасшие цивилизации и безвременно погибших гениев. Ничто не погибает; и работа души, не утрачивая ничего из приобретенного опыта, возобновляется как раз с той самой грани, до которой достигла в предыдущем воплощении*.
 
-----------------------
 
* "Пуруша (внутренняя суть человека) обладает природой жела­ния; каково его желание, таково его намерение; каково его на­мерение, такова его деятельность; какова его деятельность, та­кова его награда ... Тот, кто привязан (к колесу рождений и смертей), приобретает путем деятельности предмет, к которому его душа - как причина - привязана. Достигнув последнего пос­ледствия (в Сварга - небе) своей деятельности, которую он вы­полнял здесь, он является из того мира опять в этот мир, вследствие своей деятельности. Так тот, кто желает (переходит из одного мира в другой) ... Когда все желания, живущие в сердце, покинуты навсегда, тогда смертный становится бессмерт­ным" (Брихадараньякопанишад, IV, IV, 5 - 7) 
 
Стремления, созданные в одном воплощении, преобразуются в новом воплощении в способности; повторявшиеся мысли - в нак­лонности; волевые импульсы - в деятельность; всевозможные ис­пытания претворяются в мудрость, а страдания души - в её со­весть. Разнообразные хорошие возможности, представлявшиеся че­ловеку, но пропущенные им по нерадивости и лени, всплывут сыз­нова, но уже в другой форме, как неопределенное влечение, как смутная тоска, которая не получит удовлетворения по двум при­чинам: силы, которые - в прошлом - вызывались тщетно к прояв­лению (кармическими требованиями), вследствие бездействия не доразвились, и случай, то есть условия, раз уже подобранные Кармой, могут и не повториться.
 
Распространенное убеждение, что среда создает наш умствен­ный строй, происходит от неведения истинного течения нашей внутренней жизни. Не среда создает ум человека, а человек действием кармического закона устремляется в ту среду, которая соответствует его прошлому. Доказательством служат люди, резко отличающиеся с раннего детства от своей среды: в них нет ниче­го общего с окружающим, и если воля их сильна, они изменяют направление своей Кармы, переходя в иную, более сродную для них среду. Попадают же они в неподходящую среду благодаря то­му, что поступками своими и грехами связали себя тесно с людь­ми именно этой среды. Резкой, иллюстраиией этой мысли служит судьба нашего Ломоносова, который родился в семье безграмотных рыбаков, и тем не менее, усилиями еильной воли перенес свою жизнь в сродную для него среду передовых ученых своего века.
 
Если таких людей немного, то это доказывает не то, что среда создает наш ум, а то, что каждый человек устремляется в среду, подходящую для той ступени развития, которая им уже достигнута. Таков закон: мы сами строим свой ум; если построй­ка хороша - мы пользуемся всеми ее преимуществами, если дурна
 
- мы сами испытываем всю ответственность за дурные её свой­ства.
 
Но этого мало: последствия мысли отражаются не на одном творце ее. Нет ничего более ответственного, как мысль челове­ческая, ибо ни одна сила так легко не передается другим, как наши мысли. Зарождаясь в одном уме, они, в силу быстроты и легкости своих вибраций, несравненно более быстрых, чем свет и электричество, легко передаются окружающим. Мысль одного чело­века передается другому, мысль последнего - первому, завязыва­ются нити, которые свяжут вместе людей к добру или злу, опре­делят для нашего будущего родных, друзей или недругов. Вот по­чему иные любят нас без всякой видимой причины, а иные ненави­дят незаслуженно. Закон, исходящий отсюда, сводится к следую­щему: наши мысли, действуя,из нас самих, создают наш умствен­ный и нравственный характер; благодаря своему воздействию на других, они завяжут кармические нити, которыми люди будут свя­заны в последующем воплощении.
 
II. ЖЕЛАНИЕ СВЯЗЫВАЕТ ЧЕЛОВЕКА
С ПРЕДМЕТОМ ЖЕЛАНИЯ
 
Желание и его высший вид - воля, являются самыми могучими созидающими силами вселенной.
Желания притягивают нас к тем или другим предметам внешне­го мира, они образуют наши страсти, и они же определяют судьбу человека в его посмертном состоянии в Чистилище.
Желания, т. е. внутренние влечения человека к внешним предметам, притягивают его всегда в ту среду, где желания эти могут получить удовлетворение: желание земных вещей приковыва­ет нашу душу к земле, высокие желания влекут ее к небесам. Вот почему сказано: "Человек родится сообразно своим желаниям" (Брихадараньякопанишад). Сознание этой истины должно служить для нас предостережением, чтобы мы были разборчивы в своих же­ланиях и не допускали в свою душу таких желаний, которые могут задерживать наше развитие. К числу последних принадлежит мате­риальное богатство.
Желания человека определяют место его воплощения. Если они были нечистые, невоздержанные, зверские, они создадут для его нового воплощения подходящее тело страстей, и это тело устре­мит его в такую семью, в недра такой матери, кровь которой мо­жет дать подходящий материал для его физической оболочки.
Желания наши действуют на окружающих так же, как и мысли: они передаются другим.
Но так как в данный цикл человеческой эволюции наши желания гораздо сильнее наших мыслей, то и кармическая связь, соткан­ная желаниями, связывает людей еще сильнее, чем их мысли.
Соединяя нас путами любви или ненависти, желания создают нам будущих врагов или друзей, и они же могут соединить нас с такими людьми, о завязавшейся связи с которыми мы и не подоз­реваем. Например, поводом к такой связи может послужить нена­меренно данный толчок к преступлению, даже к убийству. Может случиться, что очень сильный злобный порыв одного человека повлияет на другого в такой момент и в такой обстановке, когда чаши весов, колеблющиеся между добром и злом, находятся в та­ком неустойчивом равновесии, что одно лишнее побуждение, одна лишняя вибрация из невидимого нам психического мира, решают наклон колеблющихся весов в ту или другую сторону. Таким реша­ющим толчком для колеблющегося человека может послужить порыв злобы или желание нанести вред, идущее из сердца другого чело­века.
Первый поддастся искушению и - убьет, а создатель злобной мысли будет связан в будущем воплощении с убийцей, даже если бы он раньше вовсе и не знал его; и вред, причиненный злобным порывом тому, кто совершил убийство, неминуемо отзовется на создателе гневной мысли. Иногда совершенно неожиданное нес­частье, по-видимому незаслуженное, внезапно обрушивается на человека; его низшее сознание, не подозревающее, что источни­ком его несчастья был вред, причиненный его дурными страстями другому существу, возмущается, негодует на кажущуюся неспра­ведливость, но это негодование исходит из его неведения, а его бессмертная душа получит при этом урок, который не забудет ни­когда.
Ничто незаслуженное не заставит страдать человека; недоста­ток памяти - необходимый для нашего же блага на низших и сред­них ступенях развития - не помешает свершиться закону справед­ливости.
Из сказанного следует, что наши желания, действуя на нас, самих, создают наше тело страстей и через его посредство вли­яют на образование нашего физического тела в ближайшем вопло­щении; они же определяют место нашего рождения и влияют на подбор людей, с которыми мы будем связаны в будущем.
 
III. ПОСТУПКИ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЮТ
ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ЕГО ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ
 
Если поступки человека послужили причиной страдания для других, он в такой же мере будет страдать и сам; если же они приносили радость или благосостояние окружающим, это отразится на его последующем воплощении в виде благоприятных земных ус­ловий. Дурные поступки людей нарушают мировой порядок и равно­весие; чтобы восстановилось последнее, необходимо, чтобы пос­тупивший дурно испытал последствия нарушенного равновесия на себе.
 
Поступки человека влияют на внешние условия его последую­щей жизни; на самого же человека и на его характер они влияют лишь косвенно, вызывая в нем новые мысли и желания; но сила, созидающая бессмертную душу, исходит из деятельности ума, сердца и воли, а не из внешних проявлений человека. Часто пов­торяемые поступки создают физические привычки, которые могу­щественно влияют на условия земного существования и в то же время ограничивают проявление высшего Я человека, его бесс­мертной души в земном мире; но физические привычки не пережи­вают одного воплощения и уничтожаются со смертью физического тела. Но вопрос совершенно меняется, если мы начнем исследо­вать те последствия, которые наши поступки оставляют на окру­жающих. Вызывая благополучие или страдания наших ближних, пос­тупки связывают нас так же, как и наши мысли и желания с теми людьми, на судьбу которых они имели влияние. Если в прошлом мы были причиной страдания для окружающих, в будущем мы испытаем не меньшие страдания, и наоборот, если мы содействовали улуч­шению их внешнего благосостояния, кармический счет выплатит нам за это содействие счастливыми условиями нашей земной жиз­ни; и условия эти, дурные или хорошие, погасят навсегда ре­зультаты как дурных наших поступков, так и хороших. В обоих случаях последствия наших поступков не зависят от их мотива.
 
До сих пор мы рассматривали три вида сил, благодаря которым человек может сознательно строить свое будущее: наши мысли со­зидают наш характер; наши желания определяют то, чем мы будем окружены в следующей жизни; наши поступки устанавливают точный размер нашего счастья, внутреннего и внешнего, по тому коли­честву счастья - внутреннего и внешнего - которое мы дали дру­гим. Теперь мы подходим к другому закону Кармы: каждая сила действует в своей сфере.
 
Если человек посеет семена в землю, он может собрать жатву только на земле. Он может посеять хлеб с дурным намерением, например, с мыслью добыть средства для злого дела; но из се­мян, посеянных им, вырастет совершенно такая же рожь или пше­ница, как если бы он сеял с мыслью накормить голодных сирот. Мотив - выражение умственных, психических или духовных сил, и последствия его могут выразиться только в сфере мысли, страс­тей или духа, смотря по тому, откуда мотив исходит. Но когда мысль или чувство перешли в поступок, последний отразится только в земной среде, и при том совершенно независимо от мо­тива. Если человек устроит хорошую школу или больницу для бед­ных, будет ли при этом побуждением честолюбие, желание похвалы или награды, бедняки, пользовавшиеся его школой или больницей, выиграют одинаково, как если бы побуждение его было самое воз­вышенное. Но для истинной сути человека, для его бессмертной души разница окажется чрезвычайно важной: в первом случае, когда побуждение было эгоистическое, плоды его деятельности проявятся только в физической среде, душа его останется при этом незатронутой; во втором случае, когда его побуждением бы­ло бескорыстное стремление к добру, мотив этот облагородит ду­шу и оставит в ней новое зерно бессмертия, ибо добрые движения души и составляют тот посев, жатва с которого собирается в вечности. Добрые, злые или смешанные мотивы поступков отразят­ся на уме, сердце или воле человека, но последствия самого поступка - если последний вызвал благосостояние или радость для окружающих - будут одинаково благоприятны для самого дея­теля, какое бы побуждение ни руководило им. Законы Кармы ведут строжайший счет и выплачивают за все сделанное человеком до мельчайшей дроби. Самый сухой эгоист родится в хороших услови­ях, если он в прошлом содействовал благосостоянию окружающих, но будет ли он в этих условиях доволен и счастлив, или же мра­чен и неудовлетворен, это будет зависеть от другого кармичес­кого счета, который подводит итоги его мотивам, иначе тем хо­рошим и дурным свойствам, которые он вырабатывал в тайниках своей души. Может случиться, что человек с прекрасной душой родится в самых неблагоприятных внешних условиях, если он в прошлом своими необдуманными действиями вызвал нужду для окру­жающих; но если им при этом владело чистое и бескорыстное по­буждение, оно уже придало ему такие свойства, которые помогут ему переносить нужду терпеливо и легко.
 
Закон, по которому каждый вид проявляемой энергии отража­ется именно в той сфере, из которой энергия эта исходит, имеет величайшее значение для развития человеческой души.
 
Ибо физическая энергия, т. е. поступки человека, принося ему земное благо или страдание в той же мере, в какой они
повлияли так или иначе на других, погашаются этими последст­виями вполне: они не несут в себе той творческой силы, кото-
рая собирает сокровища для его бессмертной души. Человека можно сравнить с работником, который вышел в свое поле и
обрабатывает его при сиянии солнца и в непогоду, в холод и н жар; когда поле вспахано и засеяно, работник возвращается домой, снимает свою одежду и ложится отдохнуть. Когда он выйдет снова в поле, чтобы собрать жатву, одежда на нем бу­дет уже другая, но от этого нисколько не зависит, какова будет
жатва: сеял сам человек*, и если семя его было скудно, и жа­тву он соберет скудную.
 
---------------------------
* Психология древнего Востока ясно различает бессмертную инди­видуальность человека и его смертную личность. Всё личное уми­рает вместе с человеком, но весь результат личных переживаний сохраняется в бессмертной индивидуальности и составляет её непреходящее содержание. Отсюда расширенное сознание человека (в трансе), когда мысль его освобождается и начинает действо­вать вне ограничений физического мозга. "Сеял сам человек" оз­начает его бессмертную индивидуальность, а не временную лич­ность.
 
Безразличный мотив останется для души без последствия; дурной - задержит её развитие; хороший - обогатит ее навсегда; высокий мотив, имеющий в виду только волю Бога, ничего не же­лающий для се6я, поведет человека к свободе и совершенству. Чем выше источник, из которого исходит внутренняя деятельность человека, тем продолжительнее и могущественнее будут её пос­ледствия.
 

Когда перед совестью человека, знающего закон Кармы, явля­ется столкновение различных обязанностей, и ему неясно, как следует поступить, он должен спокойно разобраться во всех сво­их мотивах, очистить сердце свое от всего эгоистичного, и выб­рать наиболее бескорыстный мотив; решив раз, он должен дейс­твовать уже без колебаний и без страха, зная, что, если и пос­тупит неправильно, важно только побуждение, последствия же возможной ошибки он перенесет охотно и терпеливо, как урок, который не изгладится из его души никогда.

Е. Писарева

ВСТУПЛЕНИЕ
ТРИ ВИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КАРМЫ
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
 

На страницу изменений 
На заглавную страницу 
Обсудить на форуме. 



Hosted by uCoz