ТРИ ВИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КАРМЫ
Страницы составлены из писем и обсуждений  наших участников.
ТРИ ВИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КАРМЫ
 
Индусские учения различают три вида человеческой Кармы:
 
I. Зрелая Карма - Прарабдха Карма
II. Скрытая Карма - Санчита Карма.
III. 3арождающаяся Карма - Криямана Карма.
 
I. ЗРЕЛАЯ КАРМА
 
Она уже готова для жатвы, а потому неизбежна. Свобода вы­бора была в прошлом; выбор был сделан, остается только упла­тить свой долг.
 
Причины, которые мы зарождаем непрерывно нашими мыслями, желаниями и поступками, бывают часто так противоречивы, что они не могут осуществляться одновременно. Могут быть также кармические обязательства относительно известной нации или оп­ределенной общественной группы, а между тем другие обязатель­ства могут потребовать иных условий воплощения. Следовательно, в одном и том же воплощении человек может погасить только часть своей Кармы. Духовные силы или, иначе, законы, правящие человеческой Кармой, избирают ту часть из каждой индивидуаль­ной Кармы, которая может быть погашена одновременно, и с этой целью направляют человеческую душу в соответствующую страну, расу, семью, общественную среду, которые представляют наиболее подходящие условия для осуществления именно той части Кармы, которая выделена из общего итога. При этом соединяются однов­ременно такие условия, благодаря которым могут проявиться пос­ледствия тех из ее созданных человеком причин, которые не про­тиворечат одна другой, которые совмещаются между собой.
 
Причины эти, зарожденные человеком в предыдущих воплощени­ях, определяют:
а) продолжительность его земной жизни,
б) особенности его физической оболочки, ее положительные и отрицательные свойства,
в) подбор родственников, друзей, врагов и всех, с кем че­ловек войдет в соприкосновение,
г) общественные условия,
д) строение орудий души: мозга и нервной системы, опреде­ляющее те пределы, в которых проявятся силы души,
е) соединение всех созданных кармическими причинами ра­достей и страданий, которые могут быть пережиты человеком в течение одного и того же воплощения.
 
Во всем этом для человека нет выбора; выбор его был сделан в прошлом, когда он сеял, теперь остается собрать жатву.
Одно из проявлений зрелой Кармы представляют собой поступ­ки, которые можно назвать неизбежными. Каждый поступок есть конечное выражение целого ряда мыслей и желаний. Однородные мысли и желания, группируясь в течение многих воплощений в од­но целое, вызывают душевное состояние, которое можно сравнить с насыщенным раствором в момент кристаллизации вещества. Как самой ничтожной частицы вещества достаточно, чтобы вызвать в насыщенном растворе кристаллизацию, так же довольно самого легкого воздействия извне или изнутри (одна последняя мысль), чтобы накопившиеся однородные мысли выкристаллизовались в пос­тупок. Если мысли зти были злые и мстительные, явится момент, когда при самом легком толчке человек пойдет на преступление. Или - наоборот - если ум его был склонен создавать бескорыст­ные мысли, настанет момент, когда эти мысли кристаллизуются в акт героизма. Если при этом человек не успеет обдумать своего поступка - а это почти неизбежно ввиду преобладания эмоций у современных людей - будь его поступок преступным или героичес­ким, сам человек изумляется, "не верит себе", говорит: "Не по­нимаю, как мог я это сделать!". Из этого следует, что наши скрытые мысли направляют совершенно определенно нашу волю, и момент их выполнения не более, как вопрос времени.
 
Но если творец мыслей успел подумать, свобода выбора еще возможна: он может противопоставить закоренелой мысли новую и, энергично повторяя последнюю, постепенно заменить ею прежнюю мысль.
 
В этом явлении мы имеем ключ к разрешению трудной проблемы свободы воли и предопределения. Свободная воля человека и соз­дает для него те ограничения, которые он называет своей судь­бой. Он ограничивает себя своими же прошлыми мыслями, неосу­ществленными возможностями; ошибочными предпочтениями, нера­зумными уступками; он связан своими позабытыми желаниями, ско­ван грехами своих прежних дней. И все же - он свободен. Он, создавший свое прошлое, которое держит в оковах его настоящее, может работать и внутри созданной им же тюрьмы, чтобы обеспе­чить для себя свободное будущее. Когда сильный человек узнает, что он свободен, оковы его спадут сами собой. Но для обыкно­венного человека, для которого знание - не ровный могучий свет, а то вспыхивающая, то погасающая искра, освобождение отодвигается в далекое будущее; для него прежде всего необхо­димо сознание, что он страдает в настоящем только потому, что грешил в прошлом, и что все ограничения, которые связывают его, созданы им же самим.
 
Между этими двумя полюсами, свободной волей и предопреде­лением, происходят все сложные сочетания свободы и необходи­мости, на которых построена вся драма человеческой борьбы.
 
Создаваемые свободной волей мысли и желания, повторяясь много раз, становятся и привычками; привычки ограничивают волю и делаются под конец автоматичными. Приходит минута, когда со­весть говорит, что привычка нехороша; тогда человек начинает разрушать дурную привычку, создавая мысли противоположного ха­рактера. После многих усилий прокладывается новое русло, новые мысли берут перевес и - потерянная свобода обретается снова... к сожалению, почти всегда только для того, чтобы заковать волю в новые цепи.
 
Таким образом, наши собственные мысли и желания создают постепенно свойства нашего мозга и нашей нервной системы, а последние являются одним из самых сильных ограничений свободы нашей воли.
 
Часто повторяемые мысли, делаясь автоматичными, создают в нас предрассудки, личные и национальные; мы живем с ними, даже и не подозревая, что это стены, построенные нашими собственны­ми руками, которые закрывают перед нами светлые горизонты ис­тины.
 
Другой вид зрелой Кармы проявляется в минуты так называе­мых "внезапных обращений". Нечистые мысли и желания прошлого образуют вокруг нашего истинного я, нашей бессмертной души, как бы твердую кору, которая держит ее в плену. Плен этот мо­жет длиться в течение нескольких воплощений. В это время бесс­мертная душа, собиравшая опыт, успела многому научиться и при­обрести высшие свойства; но последние могут долго оставаться скрытыми под твердой корой. Потребуется сильный толчок, иногда он является в виде хорошей книги, вдохновенного слова, яркого примера, чтобы разорвать кору и освободить душу. В человечес­кой истории записано немало таких случаев "внезапного обраще­ния".
 
II. СКРЫТАЯ КАРМА
 
Каждая причина стремится произвести свое действие непос­редственно: осуществить это стремление мешает сопротивление среды. Тот же закон относится и к причинам, создаваемым чело­веком. Если бы мысли и желания наши были однородны, не стояли бы во внутреннем противоречии и не сталкивались постоянно с сопротивлением среды, последствия их проявлялись бы непосредс­твенно. Но наши поступки, желания и мысли противоречат так сильно одни другим, что только немногие и, зарожденных ими последствий могут проявиться одновременно. Остальные будут ждать своей очереди. Таким образом, в течение веков, мы нагро­мождаем причины, которые не могут осуществиться до времени, и мы всегда живем под влиянием двойной совокупности Кармы: одна проявляется, а другая ожидает случая, чтобы появиться. Из это­го можно вывести, что "скрытая" Карма может переноситься из одного воплощения в другое и долго оставаться погребенной, чтобы ожить и принести плоды - подобно зернам, находимым в египетских саркофагах - как только появятся налицо все необхо­димые условия.
 
С психологической точки зрения "скрытую" Карму можно рас­сматривать как наклонности, идущие из прошлого, в противопо­ложность "зрелой", "скрытая" Карма подлежит изменению. Наклон­ности наши могут быть усилены или ослаблены, направлены по но­вому руслу или совсем уничтожены, смотря по свойству и силе внутренней работы, которая созидает наш характер. В борьбе с дурными наклонностями даже неудача есть шаг вперед, потому что сопротивление дурному уничтожает часть дурной энергии, вошед­шей в состав нашей Кармы.
 
III. ЗАРОЖДАЮЩАЯСЯ КАРМА
 
Этот вид Кармы создается непрестанно нашими мыслями, жела­ниями и поступками: это тот посев, плоды которого мы будем по­жинать в будущем. Именно эта Карма и представляет собой сози­дающую силу человека.
 
Сознательно строящий свою Карму должен быть полным господи­ном над своими мыслями и никогда не действовать под влиянием настроения, все его поступки должны соответствовать его идеа­лам и он должен предпочитать не те действия, которые для него приятнее, а те, которые лучше. Он строит для вечности, и, зная это, должен внимательно избирать свой материал. Но такой труд, проведенный через все подробности ежедневной жизни, доступен только созревшей душе, сильной воле, и такал воля может унич­тожить свою Карму, сжечь ее в огне внутренней битвы. Рядом с этим, она может привести в действие и свою "скрытую" Карму, - и уплатить в несколько воплощений долг, который иначе возвра­щал бы ее на землю много раз.
 
Вместо того, чтобы быть цепями, познанный закон Кармы дает сильной душе крылья, на которых она может подняться в сферы безграничной свободы.
 
Но и для обыкновенного человека нашего времени знание за­кона Кармы дает такое проникновение в смысл земной жизни и раскрывает такие необъятные горизонты в грядущее, что оно не может остаться без сильного влияния на весь строй его жизни.
 
Необходимо только, чтобы это было настоящее знание, потому что нет ничего вреднее смутного полузнания, ведущего к искаже­ниям и предрассудкам. Таким искажениям подверглась и идея Кар­мы. На Востоке, в индусских Писаниях (Шастрах), закон Кармы изложен в полноте, но подлинные св. Писания доступны немногим, а сведения, получавшиеся из третьих рук, понижались постепенно до уровня толпы, и в результате появилось то пассивное настро­ение Индусов, которое у нас известно под именем "восточного фатализма".
 
Но в действительности религиозная философия древнего Вос­тока учит совершенно иному. Разъяснения закона Кармы, данные в виде беседы между Бхишмой, учителем Дхармы, и праведным царем Юдхиштирой" (Махабхарата), в которой первый разъясняет царю, как судьба человека образуется из его же прошлых мыслей, жела­ний и поступков, - заканчивается такими словами: деятельность сильнее судьбы.
 
Как же согласовать такое утверждение с идеей Кармы? При­няв, что вся наша судьба складывается из наших же прошлых про­явлений, не нужно забывать, что проявления эти бесконечно раз­нообразны, и что если подвести итоги всему, что мы передумали, перечувствовали и переделали в течение дня, в сумме нашей дневной Кармы будет много и дурного, и хорошего: складывая на чашу весов нашей общей Кармы то и другое, окажется, что часть наших дурных проявлений уравновесится хорошими, и только тот добавочный вес, который перетянет ту или другую чашу весов, за нас или против нас, сохранится в летописи нашей судьбы, все остальное окажется уже погашенным. Вот почему деятельный чело­век, который в любую минуту может прибавить на чашу весов неч­то в свою пользу, имеет гораздо больше шансов изменить свою Карму, чем человек бездеятельный.
 
Бывают случаи, когда в прошлом скопилось так много дурной Кармы, что все усилия человека выбраться из полосы бедствий кажутся с виду безрезультатными. Но это только кажется. Каждое усилие, направленное на то, чтобы побороть свою дурную Карму, ослабляет силу ее сопротивления. Возьмем в пример денежные не­удачи: Карма данного человека требует для него бедности и ли­шений; он делает усилия, добивается путем напряженных трудов благоприятных результатов, но снова теряет все преобразованное и опять начинает добиваться своей цели. Видимые неудачи этого человека могут продолжаться до самой смерти, но в той невиди­мой лаборатории, где создается наше будущее, его усилия сдела­ли свое, они ослабили силу сопротивления его дурной Кармы, и если он не победил в этом воплощении, он победит в будущем.
 
То же самое с пороками, борьба с которыми кажется безус­пешной. Знание Кармы выясняет, что в этой борьбе главное зна­чение не столько в видимой победе, сколько в ослаблении дурной силы, идущей из прошлого. Вот почему никогда не следует скла­дывать оружие и говорить: я не могу побороть своей слабости, нужно не переставая бороться, потому что с каждым новым усили­ем, направленным против дурной привычки, сила ее подрывается, и в будущем воплощении будет уже нетрудно справиться с ней. Необходимо помнить, что ни одно доброе усилие человека не про­ходит даром, каждое погашает частицу его кармического зла.
 
Другой нежелательный вывод, к которому приходят люди, пло­хо усвоившие закон Кармы, выражается в мысли, что "не следует помогать страдающему, раз это его Карма и он сам виноват в ней". Такой вывод может привести к сухости и бессердечности, и он в корне неверен.
 
Совершенно верно, что мы окружены злом и страданиями вся­кого рода, которые являются естественным результатом дурной Кармы людей, но это не причина, чтобы мы не делали усилий для противодействия этому злу. Дурные мысли и поступки создают страдания, но за то хорошие мысли и поступки заменяют страда­ние счастьем.
 
Нам совершенно не нужно заботиться о выполнении высшего Правосудия. Оно свершит свой безошибочный суд и без нас; нам же нужно помнить свой долг, а он предписывает помогать всем, кто вступает в сферу нашего влияния. Раз человек становится на нашем пути, и мы можем помочь ему, этой возможностью предъяв­ляется кармический долг, но уже не ему, а нам. Свой он уплатит страданиям,и, а наш долг мы уплатим тем, что поможем ему. Даже с эгоистической точки зрения необходимо помогать страдающим и находящимся в нужде, потому что, пропуская возможности облег­чить страдания, можно создать себе такую Карму, в состав кото­рой войдет отсутствие помощи в тяжелый час, когда мы сами бу­дем нуждаться в участии.

Карма не мешает никакому доброму действию; ее законы до­пускают улучшение нашей собственной участи, а тем более улуч­шение судьбы наших ближних.

Е. Писарева

 
Вступление
ТРИ РОДА СИЛ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СУДЬБУ 
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
 

На страницу изменений 
На заглавную страницу 
Обсудить на форуме. 



Hosted by uCoz