Модель внушающего воздействия

Страницы составлены из писем и обсуждений наших участников и др...

Модель внушающего воздействия

Процесс внушения представляет собой замкнутую систему "субъект-объект", которая включает три взаимосвязанных структурных
компонента:

* операциональный (т.е. воздействие субъекта);

* процессуальный (т.е. принятие внушающего содержания объектом);

* результативный (т.е. ответные реакции объекта).

Операциональный компонент внушающего воздействия. В сложном акте взаимодействия субъекта и объекта внушения обычно выделяют
два этапа: подготовительный и исполнительный. На подготовительном этапе субъект воздействия сначала психологически готовит объект к восприятию последующего содержания внушения, т. е. снижает его сопротивляемость внушению и повышает внушаемость. Для этого он использует приемы релаксации (психофизического расслабления), а также опирается на нечто жизненно значимое для объекта внушения, укоренившееся в его психике. Потом субъект "вводит" в психику объекта и закрепляет в ней нужные ему образцы мышления, психических состояний, поведения.

Обычно выделяют следующие качества субъекта, которые позволяют снизить сопротивляемость объекта внушению:

1. Авторитет субъекта. Чем авторитетнее субъект внушения (например, лицо, от имени которого осуществляется внушающее
воздействие), тем ниже сопротивляемость объекта. Авторитетный, уверенный в себе субъект, как правило, выступает от своего
имени, в то время как менее авторитетный и менее уверенный в себе - от имени других людей.
2. Демонстрация доброжелательности субъекта к объекту. Критичность восприятия внушающего воздействия значительно снижается, если демонстрируется доброжелательность и уважение его объекта со стороны субъекта. В практике психологической войны этот прием используют очень часто.
3. Демонстрация психологического превосходства субъекта над объектом. В ситуации, когда объект внушающего воздействия выведен из состояния спокойствия субъект должен обращаться к нему твердо, уверенно, спокойно.
4. Демонстрация веры субъекта в содержание внушения. Установки объекта воздействия легче поддаются изменению, если очевидна
уверенность субъекта в том, что он сообщает. Неуверенность же субъекта может быть воспринята как его сомнение в истинности
сообщения, что, естественно, передается объекту. Иначе говоря, может происходить заражение объекта от субъекта как
"уверенностью", так и "неуверенностью".
5. Эмоциональная подача содержания внушения. Эмоционально окрашенные и правильно построенные лозунги, призывы, стихи,
используемые, например, в печатной и радиопропаганде, оказывают больший эффект.


Процессуальный компонент внушающего воздействия. Процесс усвоения объектом внушающего воздействия весьма специфичен. В целом он сокращен по сравнению с процессом убеждения: в нем функционируют только восприятие и запоминание, деятельность же мышления "выпадает" или, по крайней мере, ослабляется. Внушая, субъект воздействует готовыми формулировками (выводами, идеями,
призывами), а объект усваивает их полностью, частично или не усваивает вообще, но в создании формулировок не участвует. Таким
образом, процесс внушения включает непреднамеренное восприятие и запоминание без предварительного осмысления содержания внушения.

Особенно некритично внушающее воздействие воспринимается тогда, когда в его содержании имеются ссылки на доверительный источник, важный документ, авторитетное лицо и т.д. В этом случае объект внушения, не используя свой интеллектуальный механизм "анализ-синтез", некритично воспринимает ту или иную информацию.

При восприятии мнения авторитетного лица происходит "автоматическое" включение сознания в процесс восприятия человека, доверяющего данному источнику на основе своего предыдущего жизненного опыта. Иначе говоря, механизм внушения и механизм доверительного восприятия оказываются тесно связанными между собой. В силу доверия объекта к источнику информации происходит вытеснение его прежних установок новыми, теми, которые преподносит субъект. Это хорошо видно при анализе результативности приемов специфического и неспецифического воздействия, о чем будет сказано ниже.


Результативный компонент внушающего воздействия. Субъект внушающего воздействия всегда как-то реагирует на его содержание.

Цель внушения - повлиять на объект таким образом, чтобы его реакция соответствовала целям психологической операции. Для этого необходимо увеличить насколько возможно степень автоматизма ответной реакции субъекта воздействия. Степень автоматизма зависит:

  • 1. От содержания внушения: его сложности, конкретности, личной значимости и т.п. Например, при прочих равных условиях, чем
    проще содержание внушения, тем больше шансов, что реакция на него будет автоматической, особенно, если оно не противоречит
    убеждениям объекта. Чем конкретнее призыв к действию, содержащийся во внушении, тем выше степень автоматизма ответной
    реакции.
  • 2. От психического состояния объекта внушения. Страх, депрессия, апатия (и некоторые другие ситуативные состояния), особенно
    в условиях войны, способствуют некритическому и неосознанному усвоению содержания внушающего воздействия. А если оно
    усваивается неосознанно и некритически, то ответ объекта вероятнее всего будет автоматическим.
  • 3. От временного интервала между воздействиями и ответной реакцией. По мере увеличения временного интервала автоматизм
    ответных реакций на внушающее воздействие уменьшается, поскольку происходит усиление критичности и общей умственной активности объекта.

Эффективная реализация всех компонентов внушающего воздействия зависит от правильного применения его конкретных способов и
приемов.

Страницы составлены из писем и обсуждений наших участников и др...
На страницу Борьба за Души
На заглавную страницу


Hosted by uCoz