Распространение слухов и мифов.

Страницы составлены из писем и обсуждений наших участников и др...

Распространение слухов и мифов.


Еще одним способом воздействия, широко используемым в практике психологической войны, является распространение слухов и мифов.

Слухи - это специфический вид информации, появляющейся спонтанно в силу информационного вакуума среди определенных слоев
населения, либо специально кем-то распространяемой для воздействия на общественное сознание.

Специалисты обычно классифицируют слухи по трем параметрам: экспрессивному (в соответствии с эмоциональными состояниями,
выраженными в содержании слуха и особенностями эмоциональных реакций на него), информационному (в соответствии со степенью
достоверности сюжета слуха) и по степени влияния на психику людей.

По экспрессивной характеристике выделяют:

1. Слухи-желания. Распространяемая в них информация имеет целью вызвать разочарование по поводу несбывшихся ожиданий и деморализовать объект воздействия.

2. Слухи-пугала. Распространяемая в них информация ставит цель инициировать у объекта воздействия состояние тревоги, неуверенности.

3. Разобщающие агрессивные слухи. Распространяемая с их помощью информация имеет целью вызвать разлад во взаимоотношениях в
среде противника, нарушить социальные связи.


По информационной характеристике выделяют слухи абсолютно недостоверные, частично недостоверные (с элементами правдоподобия), правдоподобные слухи.


По степени влияния на психику людей слухи делят на:

1. Будоражащие общественное мнение, но не вызывающие явно выраженного антиобщественного поведения отдельных лиц или целых
групп.

2. Вызывающие антиобщественное поведение среди некоторой части определенных социальных групп.

3. Нарушающие социальные связи и организационно-управленческие отношения между людьми, вызывающие массовые беспорядки, панику
и т.д.

Опыт различных войн свидетельствует в то же время, что применение слухов требует большого искусства и осторожности, так как их содержание после начала распространения выходит из-под контроля. Циркулируя в массах, слухи зачастую подвергаются весьма серьезным изменениям, вплоть до того, что приобретают смысл противоположный тому, что предусматривался их создателями.

Для того, чтобы какая-то информация стала слухом, необходимо чтобы:

* информация была значимой для объекта воздействия (т.е. прямо касалась его интересов);

* информация была понятной всем участникам процесса трансляции слуха;

* обладание информацией способствовало повышению престижа транслятора слуха.


Органы психологической войны нередко используют мифы. Миф - это такая информация, которая объясняет происхождение и дальнейшее преобразование тех или иных явлений исключительно на основе вымышленных событий. Осмысление человеком окружающей
действительности посредством мифов базируется не на научных знаниях, а на вере и убеждениях представителей конкретной
культуры, этноса, социальной группы.

Воспитание на примерах действий мифических персонажей формирует в сознании людей систему морально-этических ценностей, присущих данной общности (этносу, клану, сословию, профессиональной группе и т.д.), чувство сопричастности к ее истории.

Основной принцип построения сюжета традиционного мифа - сочетание знакомых реалий жизни с фантастическими поступками героев.
Естественно, что с древних времен правители всех рангов широко используют мифотворчество в своих целях. Так, ради укрепления
собственной власти они организовывали и организуют распространение такой информации о своей деятельности, в которой им приписываются разнообразные достоинства, вплоть до сверхъестественных. Дескать, только благодаря уму, энергии, отваге царя-батюшки, "отца нации", "всенародно избранного президента", еще какого-нибудь "благодетеля" (или за счет их доверительных отношений со Всевышним) удалось победить врагов, обеспечить процветание отечества и благополучие граждан.
Подобная практика способствовала появлению специального способа воздействия на общественное сознание, принятого на вооружение
специалистами психологической войны. Обычно они используют социальные мифы, являющиеся искаженными представлениями о
действительности, сознательно внедряемыми в сознание людей с целью формирования нужных социальных реакций. Самое любопытное в
социальных мифах то, что большая часть общества воспринимает их не как вымысел, а как естественное положение вещей. Под
воздействием социальных мифов история возникновения и развития государств и этносов, как правило, искажается настолько, что
ее объективный анализ можно осуществлять только путем критического сопоставления различных источников. Однако так в теории.

На практике во многих случаях подобный анализ серьезно затруднен из-за пристрастной субъективности авторов или заказного (т.е. изначально лживого) характера большинства источников информации. По сути дела, вся письменная мировая история с самого начала является объектом постоянных манипуляций.

Специалисты считают, что мифы способны:

* оказывать воздействие одновременно на интеллектуальную и эмоциональную сферы человеческого сознания. Это заставляет людей

верить в реальность содержания мифа;

* делать гиперболическое описание частного случая идеальной моделью желаемого поведения. Благодаря этой особенности
содержание мифов влияет на поведение людей;

* опираться на конкретную традицию, существующую в обществе.

Невозможно внедрить в массовое сознание такие ценности, которые противостоят традиционным. Новые мифы всегда вырастают из
старых корней.

Содержание информационно-пропагандистских материалов, созданных в соответствии с существующей в конкретной социальной общности мифологической системой, действуют на людей не извне, а как бы изнутри их мировоззрения, что облегчает процесс восприятия этого содержания. Но при этом следует учитывать то, что мифы, несмотря на широкие возможности для импровизации, действуют все же в ограниченных рамках, так как имеют определенные характеристики. Мифы обычно делят на явные, скрытые и сословные.

Явный миф (фольклорные истории и персонажи, популярные сюжеты и герои произведений литературы и кино) всегда широко применялся в психологической войне. Однако успех применения явного мифа определяется правильной интерпретацией событий, описанных в нем. Для этого нужно очень хорошо знать историю и культуру конкретной страны или этноса, четко понимать, в каких условиях данный миф применим, а в каких его упоминание принесет лишь вред.

Скрытый миф - это специфическая часть системы субъективных представлений общества об окружающем мире и других общностях.
Например, чеченцы считают, что русские всегда были жестоки по отношению к ним.

Скрытые мифы редко используют для психологического воздействии на войска и население противника. Обычно они существуют в
форме идеологических, религиозных, политических, бытовых установок, предрассудков, убеждений представителей конкретных
социальных общностей. В силу этого использовать их в своих интересах удается лишь в отдельных случаях.

Зато широко используются сословные мифы, которые обслуживают представления о близости или, наоборот, удаленности определенных
групп людей друг от друга по социальному, профессиональному, национальному, религиозному признаку. Они действуют по простой
схеме "свой-чужой" и достаточно эффективны в условиях боевой деятельности.

Страницы составлены из писем и обсуждений наших участников и др...
На страницу Борьба за Души
На заглавную страницу


Все тв тумбы из дерева с доставкой и сборкой.
Hosted by uCoz