Внутренний голос и «веления души»

Страницы составлены из писем и обсуждений наших участников, материалов по Агни Йоге, Теософии, религиозных учений, Древней мудрости, и др...

 

Внутренний голос и «веления души»
Внутренние голоса действительно звучат порой, но кому они принадлежат? Люди часто не задумываются о том, что есть множество внутренних голосов, и каждый говорит о своем. Гурджиев рассуждал об идее «множественных я» в рамках одной личности: одни «я» духовны, другие злы, третьи сострадательны.
Многие люди слышат внутренние голоса всю жизнь, но не замечают их, так как звуки эти сплетаются в обычное мышление: обижается «я», сердится «я», боится тоже «я». Но, когда «я» начинает одухотворенным тоном возвещать великие истины, человек тут же полагает, будто этот голос и есть «настоящий». Писатель Д. Чилтон Пирс, опытный духовный практик, заслуживший всемирное признание за свой вклад в сферу человеческого развития, спросил как-то особо рьяного духовного искателя: «Если по-настоящему верить, 'что всё вокруг — Бог, то как можно считать "Божьим" один-единственный голос?»
Близким родственником внутреннего голоса является идея «велений сердца». Да, в конечном счете человек и в самом деле должен прислушиваться к своей душе, ведь Истинная Душа не лжет. Но как удостовериться, что слышишь именно свое сердце? Большинство людей не имеют ни малейшего представления о том, что такое душа, и не слышат даже биения своего сердца, не говоря о его голосе. Вести, которые приписывают сердцу, чаще всего исходят от ума, который тоже способен говорить с нами ласково и нежно, «задушевно» и «сердечно».
Те же, кто готов усомниться в столь желанных велениях сердца и внутренних голосов, часто выясняют, что они совсем не то, чем казались. Эго поразительно хитроумно и при необходимости готово высказывать свои желания, подражая даже внутреннему голосу души.


«Учитель повсюду», или «Учиться нужно у самой жизни»
Уроки действительно окружают нас со всех сторон, беда лищь в том, что мы редко понимаем, как их истолковать. Жизнь и вправду может многому научить, но мы слишком заняты попытками спрятаться от нее либо изменить ее «под себя», а наше отношение к жизни так машинально, что ее уроки мы нередко просто упускаем из виду. Все вокруг нас, всех окружающих можно было бы смело называть учителем, если бы благодаря общению с таким бескрайним и вездесущим наставником люди действительно коренным образом менялись; такого, однако, не происходит, и потому искать, видимо, нужно в каком-то ином месте. Файерстайн в связи с эгим отмечает: «Поиски учителя во всем вокруг легко перерастают в головокружительную суетливость и служат оправданием поверхностного отношения к духовности»Если бы все было так просто! Слова «Учитель — во всем вокруг» предполагают, что для того, чтобы духовно развиваться, достаточно просто просыпаться по утрам. Возможно, конечно, что так мы и учимся. Быть может, алкоголик, избивающий малолетнюю дочь, идет по своему духовному пути, и жизнь действительно чему-то его учит. Быть может, убийцы и насильники — такие же ученики жизни, как и все остальные. Ясно одно: если жизнь и в самом деле наш учитель, ей досталось слишком много слабых учеников.


Всё иллюзорно
Угроза таких изречений, как «Всё иллюзорно», «Всё едино», «Мы живем во сне», кроется в том, что с их помощью тоже легко оправдать любые прихоти и крайности. Если все ил- люзорно, то не имеет значения, что мы вытворяем. Наши тела нереальны, и этотнаркотиками. Если жизнь — просто сон, то почему бы не взять от нее все, что можно, независимо от того, сколько чужих ног при этом отдавишь и чего лишатся вследствие твоего эгоизма другие? Раз все едино и на свете нет добра и зла, правильного и неверного, то что мешает лгать или воровать?
Огромную пользу принесет сознание того, что Абсолютная Реальность ни в коей мере не опровергает существования реальности относительной. Недвойственность вовсе не отрицает нашу Двойственность. Тот, кто понастоящему постиг эзотерические принцип единства» или «жизни как наставника», а не просто соприкоснулся с ними благодаря кратковременному прозрению, никогда не станет жонглировать подобными истинами, чтобы отмахнуться от вопросов, которые адресованы его душе или психологии. Он, напротив, питает такое благоговение к величию открывшейся перед ним действительности, что это чувство подталкивает его к еще более беззаветному служению нашему — совершенно реальному! — миру двойственности.


Выявляя подлинные голоса (Гуру, Мастера, Реальности)
Как отличить настоящий голос Учителя или Действительности от поддельного? На этот сложный вопрос нельзя дать единственно верный ответ. Способность эта не подчиняется точной формуле, и ни одно проверочное определение не сможет ясно показать, насколько правильно наше толкование приходящих из внутреннего мира вестей.
Попыткам отличить истинные и лживые указания лучше всего способствует постоянная скидка на вероятность самообмана: следует помнить, что случается он часто и на всех уровнях духовного развития — причем тем изощреннее он проявляется, чем выше поднимается человек, и потому даже величайшие из учителей допускают порой ошибки. Способность помнить о самообмане означает вечные сомнения в правильности своих выводов и полное отсутствие веры в спою непогрешимость. ,
Учитывая определенную долю самообмала и тот факт, что каждый из нас может получить любую весть и она будет звучать и точности так, словно подсказана голосом души, можно представить, насколько нелегко научиться различать подлинный ннутренний голос.

Левеллин Воэн-Ли предлагает такой метод:
Мой опыт показывает, что лучший способ понять разницу— послушаться голоса эго, приняв его за Высшее Я, а затем шлепнуться лицом в грязь. Со мной такое часто бывало, и я убедился: ничто не пробуждает быстрее, чем твои собственные ошибки... Рано или поздно станет понятно, что голос эго всегда чуточку отличается по тембру от голоса Высшего Я.
Поскольку у каждого человека внутренний голос звучит по-своему, а порой и по-разному в разное время, единой для нсех проверки его подлинности не существует. Голос Высшего Я, впрочем, обычно не обещает личной выгоды. Он вообще редко говорит о своекорыстии и часто дает указания, ныполнять которые не так уж хочется. Подлинный внутренний голос чаще печется о благе других и обстоятельствах самой жизни.


Люди, научившиеся отличать истин ные голоса от фальшивых, утверждают,
что со временем подлинный внутренний голос или голос учителя уже ни с чем не спутать. В книге «Связь с Возлюбленным» Воэн-Ли пишет:
Разум постепенно знакомится с тем, как Возлюбленный говорит с любящим, и приучается не вмешиваться в беседу. Простейшие навыки молчания позволяют разуму работать с невиданной прежде ясностью, и он учится отличать голос эго от голоса Истинного Я. Знание это не похоже на привычные знания; оно не связано с процессом постижения и проявляется неожиданно, само собой.
Арно Дежарден: «Не забывайте о реальном учителе».
Конечно, «внутренний учитель» — не пустые слова, но наставник, с которым видишься во плоти, а не какой-то там
«внутренний», — это живой учитель, и я слышу, он говорит то-то и то-то.... Я говорю
сейчас о вещах совершенно конкретных и необходимых для тех, кто не достиг еще высочайших вершин пробуждения... кто еще не стал Ма Анандамайи или Раманой Махариши и только начинает учиться, — он должен помнить о живом учителе, о его внешнем облике, голосе и словах... и задавать себе вопросы: «Верю ли я ему?», «Если бы учитель был тут, рядом, смотрел на меня и слушал, было бы мне хорошо? Да или нет?» '
Но при этом взаимоотношения с учителем должны быть и всегда оставаться очень тесными. На это может уйти немало времени, но я все равно настаиваю на необходимости реального учителя. Если я забуду, кем был мой учитель, чему он учил и что говорил, я просто предам его.
В конечном счете цель заключается в том, чтобы жить по велениям внутреннего голоса и учителя, черпать уроки из всего вокруг, сознавать недвойственную идею «Всё постине Едино». Тот факт, что истинами этими нередко злоупотребляют во имя самообмана, ничуть не отрицает их ценности. И первым шагом к верному пониманию их подлинного смысла является умение подмечать многочисленные искажения, которым их подвергают.

Из книги Марианны Кэплэн. "На полпути к вершине"

Борьба за души
На страницу Граждане Вселенной
На заглавную страницу


Hosted by uCoz